Сказкотерапия полезна для детей и взрослых

Ложь, да в ней намек


Вы когда‑нибудь задумывались, чему нас учат первые книги? Ответ очевиден: быть честным и справедливым, ценить дружбу и помогать другим. Глядя на сказочных персонажей, мы обретаем стойкость духа и мудрое отношение к жизни — вот какая сложная задача стоит перед персонажами детских книг. В каких случаях детям и взрослым показана сказкотерапия и как выбрать правильную сказку, узнали у психолога Натальи Сакович.

Родом из детства

Жили-были… Давным-давно… В не­котором царстве, в некотором государстве… Признайтесь, эти слова заставляют сладко замирать сердце, перед мысленным взором проходят образы героев и злодеев — жителей сказочных миров. Разве можно забыть вечную злодейку Бабу‑ягу, которой не сидится без дела в своей избушке? Опять ведь что‑то удумала! Или лапочку Золушку, потерявшую туфельку на балу?

Бывшие непоседы повзрослели, и сказки теперь читают их дети, все так же удивляясь, поддерживая или осуждая поступки главных героев, вместе с ними проходя сквозь череду преград и лишений.

— Мы любим сказки за тайну, волшебство и, конечно же, надежду. Их магия в скрытой глубине, доступной нам на уровне бессознательного, в возможности столкнуться с чудесами и превращениями, тонким юмором и загадками, в том, что есть хороший конец и победа добра над злом, — считает Наталья Сакович. — Победить тревогу, глубоко затаенный страх и проявления агрессии или сформировать важный социальный навык — все это под силу сказкотерапии.

Начинать работу с ребенком можно с любого возраста, причем к услугам психолога прибегать вовсе необязательно. Главное, чтобы истории, которые вы сочините или подберете в литературе, были доступными для понимания, а малыш — достаточно взрослым, чтобы проследить за ходом сюжетной линии.

Если с ребенком занимается профессионал, количество сеансов в каждом случае он подберет индивидуально.

В своей работе специалисты нередко задействуют игрушки. Все очень просто: на кукол, зверушек или солдатиков мы проецируем состояния и роли — они помогают вывести проблему на поверхность. Получается, что непростая жизненная ситуация как бы проигрывается через действия персонажа — психолог или родители обязательно заметят то, что беспокоит ребенка.

Учит и лечит

Сказки очень похожи по строению. У них всегда есть зачин, в котором слушателя подводят к тому, что должно произойти, знакомят с героями. Затем следует основная часть: в ней содержится наибольшее количество событий, встреч и опасностей, именно здесь разворачиваются баталии — например, удалой богатырь отправляется в дальнюю дорогу и сталкивается с непредвиденными ситуациями, дабы спасти красавицу принцессу. Последняя часть, завершение истории, — это выход из кризисной ситуации, победа героя. Наконец, на зависть всем в округе, он получает заслуженную награду или вожделенный статус (частая ситуация — женится на принцессе).

При выборе или придумывании сюжета постарайтесь учесть главное — возраст и интересы. Семилетний ребенок уже не будет в восторге от сказки про курочку Рябу. Если малыш без ума от роботов и супергероев, опираться на народный фольклор тоже неуместно. И конечно, важно донести мораль. Выводы, которые сделает ваше чадо на основе событий, произошедших с героем, — то, ради чего задумывалась вся история.

— Что же выбрать?

— Ребенку, которому нужно овладеть социальными навыками, подойдут сказки о животных, бытовые или авторские, где есть персонаж, близкий к его возрасту. В начальной школе высок интерес к волшебной и героической сказке. Можно рекомендовать к чтению различные истории про дружбу и морально‑нравственные аспекты жизни. Говоря о подростках, нельзя не отметить их любовь к фэнтези — жанру, в котором есть место героизму, чему‑то абсолютно невозможному в реальной жизни.

Правильные сказки помогут и взрослым. Еще в начале 2000‑х для них появились свои — на полках книжных магазинов можно встретить целые сборники. Их авторы предлагают помочь разобраться с депрессией, нарушениями сна и множеством других проблем.

Какой кошмар

В детской литературе есть особый жанр. Нелюбимый родителями, но приводящий в восторг ребят от мала до велика — всем известные ужасы. Истории про вампиров, оборотней и разного рода нечисть не первый год в топе наиболее популярной подростковой литературы. Так к чему же апеллируют их противники, когда говорят категоричное нет страшилкам?

Наталья Сакович уверена — с любой книгой нужно встречаться вовремя:

— Если прочитать 5‑летнему малышу сказку Гауфа, это вряд ли пойдет на пользу. В лучшем случае он не вникнет в смысл, в худшем — действительно испугается. Однако тот же автор в 12—13 лет произведет совсем другое впечатление. Есть еще сказки и стишки с элемен­тами черного юмора — полезные для ребенка, потому что доводят жуткие ситуации до абсурда и тем самым снижают напряжение, помогают преодолеть страхи.
При выборе или придумывании сюжета постарайтесь учесть главное — возраст и интересы. Семилетний ребенок уже не будет в восторге от сказки про курочку Рябу. Если малыш без ума от роботов и супергероев, опираться на народный фольклор тоже неуместно.
Вообще, многие сказки довольно жестоки даже несмотря на то, что к ужастикам не относятся. Например, в «Красной Шапочке» волк съедает бабушку, затем и ему самому здорово достается — несчастному вспарывают живот. Кот в сапогах проглатывает целого Людоеда, когда тот превращается в мышь. Вы и сами без труда вспомните с десяток кровожадных сцен в любимых детворой сюжетах. Может, взять да и переставить такие книжки в раздел литературы 18+?


— Сказки не такие плоские, как видят некоторые из нас. Они несут в себе важный бессознательный материал, который помогает принимать разные стороны и в себе, и в окружающей нас действительности. Читая или слушая эти истории, малыш учится справляться со сложностями, видит пример удачного разрешения той или иной ситуации, приобретает навыки переживания страха, горя и других отрицательных эмоций. Исключать из жизни ребенка подобный опыт было бы ошибкой, — считает психолог.

Детская психика находит сказки везде, не только в книгах. Компьютерные игры, созданные на основе фантазийных сюжетов, мультфильмы, комиксы подчас полностью заменяют подрастающему поколению печатное слово. В таком виде они тоже решают возрастные психические задачи, считают специалисты. Дети не рождаются читающими, но быстро перенимают полезные привычки от родителей. Причем закладывать любовь к чтению нужно с раннего возраста. Выбор литературы сегодня как никогда широк. Читайте по ролям, меняя свой голос, если ребенок совсем маленький, имитируйте звуки по ходу сюжета в сказках про животных, подключайте любимые игрушки. Ну и, конечно, учите ребенка сочинять и сочиняйте сами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

По одной из версий, имя известной отрицательной героини русских сказок Бабы‑яги произошло от восточного слова «бабай‑ага» и переводится как «злой господин».

Барон Мюнхгаузен был реальным историческим лицом и действительно придумывал небылицы о своей жизни.

В известной английской сказке главного героя зовут Джонни‑Пончик. Это аналог русского Колобка. В США этого персонажа зовут Пряничным Человечком.

В немецком городе Швальм, где братья Гримм написали историю про Красную Шапочку, этому персонажу установлен памятник, на который приходят полюбоваться многочисленные туристы.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter