Ловушка черноморского кольца

Грузия предлагает Абхазии обменять ее суверенитет на нефтетранзитные доходы и свободную экономическую зону Грузинские источники сообщают о нефтепроводном проекте, который якобы урегулирует российско-грузинские отношения и будет выгоден Турции, Армении и Абхазии.

Речь идет о модификации разработанного еще в 1970-х годах в СССР проекта нефтепровода Новороссийск – Туапсе – Сочи – Адлер – Сухуми – Поти – Батуми и далее в Турцию, с ответвлением из Батуми в Армению. В грузинском порту Поти данная артерия сомкнется с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Поти – Батуми, и таким образом будет создана российско-закавказская трубопроводная система, которая обеспечит стабильное нефтеснабжение Армении и Турции российской и каспийской нефтью.
Похоже, в Тбилиси решено форсировать совместный проект Евросоюза и США – трансформировать не признанные в СНГ республики в свободные экономические зоны и таким образом решить эти проблемы в пользу Запада. Тем более что в США и ЕС закрываются или подвергаются более жесткому контролю тамошние офшорные зоны. Стало быть, их надо «перевести» в другие регионы, чтобы сохранить колоссальные прибыли европейского и американского бизнеса, уже который год получаемые в таких зонах.
Этот нефтепроводный проект впервые был предложен премьер-министром СССР А.Н. Косыгиным в ходе его визитов в Турцию еще в начале 1970-х годов. Анкара не возражала, и к 1976 году была подготовлена необходимая документация. Но он по разным причинам, в том числе из-за «опалы» Косыгина со второй половины 1970-х, не был реализован.
Но в Армении и Турции тоже высказываются за такой проект, ибо он, по очевидным причинам, выгоден этим странам. Вдобавок одобренный Организацией Черноморского экономического сотрудничества – ОЧАЭС (в нее входят наряду с причерноморскими странами Армения, Азербайджан, Греция, Кипр, Македония, Молдова; ассоциированные участники – Беларусь, Иран, Венгрия, Сербия, Албания) – проект общерегионального энергетического «кольца» предусматривает, в частности, надежное нефтяное снабжение всего региона ОЧАЭС. Поэтому в Грузии, Армении и Турции апеллируют и к «общечерноморскому энергокольцу».
По некоторым прогнозам, упомянутый трубопровод понизит спрос в регионе на азербайджанскую, средневосточную и североафриканскую нефть, зато российские нефтепоставки в регион увеличатся минимум на
20 процентов. Предварительная стоимость проекта достигает, в текущих ценах, пяти миллиардов долларов, а пропускная способность «трубы» составит 15—20 миллионов тонн в год (в том числе 60 процентов его загрузки обеспечит спрос Турции), аналогично трубопроводу Баку – Тбилиси – Поти – Батуми.
Себестоимость же поставок нефти из РФ в Армению и Турцию за счет сравнительно дешевого трубопроводного транспорта понизится почти вдвое в сравнении с нынешними, в основном танкерными поставками. Но Грузия в этом случае станет главным транзитным коридором для поставок российской нефти в Турцию и Армению.
Согласно грузинским и армян-ским источникам трасса нефтепровода обойдет экологически значимые районы соответствующих государств, и, скорее всего, будет создан строительно-эксплуатационный консорциум стран, где пройдет упомянутый нефтепровод. Президент Грузинской международной нефтяной корпорации Георгий Чантурия еще два года назад заявлял, что российской стороне (в том числе МИДу) переданы предложения Грузии по обеспечению строительства и использованию указанного нефте провода.
Как утверждает Чантурия, в случае реализации проекта Россия и Грузия смогут ежегодно получать соответственно 300—550 и до 150 миллионов «нефтедолларов». По его словам, Абхазия за счет нефтетранзита сможет ежегодно получать минимум 50 миллионов долларов в год, при том что ее годовой бюджет сейчас не превышает 3,5 миллиона долларов. Сообщается также, что будут реализованы юридические решения, позволяющие Абхазии получать нефтетранзитные доходы – например, в рамках общеабхазской свободной экономической зоны.
Схожую точку зрения высказала журналистам спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе: «Абхазия  должна быть привлечена к проектам такого рода. Это станет и знаком внимания Тбилиси по отношению к Сухуми, и будет способствовать ее развитию, а не изоляции. А также – нормализации российско-грузинских отношений».
Пожалуй, главный вопрос в том, что «перевесит»: существенные экономические выгоды упомянутых стран от реализации проекта или стратегические установки на независимость Абхазии? Вот точка зрения политолога Ашота Марукяна: «Поступится ли Абхазия своим суверенитетом во имя несопоставимо лучшего социально-экономического положения? Прессинг со стороны России, Армении, Турции и их нефтяного бизнеса, возможно, вынудит Сухуми на компромисс с Тбилиси».
Возможно, этот сценарий реален. Но прежде, чем втягиваться в него, и Абхазии, и, главное, России надо очень тщательно взвесить политические плюсы такого решении. И еще тщательнее – минусы.

Справка «СВ»

По данным грузинских источников, руководство Грузии разрабатывает варианты особого экономического статуса  для Абхазии, с тем чтобы  ускорить строительство нефтепровода в регион из Новороссийска. В случае согласия со стороны Сухуми на пребывание в составе Грузии и на возвращение в Абхазию грузинских беженцев экономическое восстановление Абхазии возможно с помощью Евросоюза, в рамках его долгосрочной программы «Друзья-соседи». В ней  участвуют все страны Закавказья и Западного региона СНГ (включая Беларусь), кроме России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter