Ловил леща, а поймал...

В очередном выпуске “Охота на рыбалку” (“НГ” № 93 за 22.05.2009 г.) появилась рубрика “А вот был случай...”, посвященная интересным рыбацким и охотничьим историям. Есть и в моей практике любопытный случай.

Больше всего запомнилось, как я 14-летним пареньком рыбачил на Качайском озере. Это лесное озеро с заболоченными берегами в Ганцевичском районе. Брал крупный лещ. На удочку многие вытягивали рыбин и по одному, и по два килограмма, а мне попадались в основном подлещики. Поэтому однажды, встав пораньше, я первым занял одно из самых уловных мест — на небольшом полуострове, далеко вдающемся в озеро.
Лещ — рыба очень осторожная, поэтому леску я заменил на более тонкую. И вот после очередного заброса начался осторожный клев. Поплавок из гусиного пера ложился на бок то в одну, то в другую сторону и никак не хотел идти под воду или резко в сторону. Я упорно ждал. Минут через десять поплавок лег на бок и не двигался. Я сделал подсечку и по натяжению лески и изгибу удилища понял, что попала крупная рыба...
На удивление лещ шел легко за натянутой как струна леской. Пройдя по инерции около метра по воде и “глотнув” воздуха, он лег на бок и всплыл на поверхность. За несколько секунд без особых усилий я подтянул его к бережку, но...
Качайским озеро назвали не случайно — у него трясинные берега. Я же рыбачил на полуострове, где под дерном из болотных трав находилась взвесь торфа глубиной около пяти метров. Подсачека у меня не было. По изгибу удилища и натяжению лески понимал, что леща не поднять. Уходили драгоценные мгновения, лещ уже начинал слегка шевелить хвостом, готовясь перевернуться с бока в вертикальное положение. И я решился тянуть. Леска не выдержала, оборвалась. А лещ, дразня меня, все еще лежал на боку, лениво шевеля хвостом и плавниками. Забыв, что нахожусь в трясине, что подо мной многометровая бездна, попытался поймать его руками. Лег на живот и, балансируя на трясущейся от малейшего движения “почве”, как-то успел ухватить леща руками, но он выскользнул из пальцев и быстро ушел под дернину “берега”.
Конечно, я очень огорчился. Однако еще большее разочарование ждало меня на следующий день. Мой друг — “король” Качайского озера и удачливый рыбак Саша Король сказал, что леща можно было легко поймать. Для этого надо было наступить одной ногой на край дернины (она быстро уходит под воду) и вытянуть леща по воде на траву полуострова, а затем быстро отойти. Дерн моментально всплывет, и лещ будет лежать и трепыхаться на траве. Именно так Саша и ловились крупных лещей и линей на тонкую леску.
Сильно расстроенный, я дал себе слово, что ноги моей больше не будет на Качайском озере. Но через месяц снова туда отправился. И опять там ловились крупный лещ и красноперка. На утренней зорьке занял место на проклятом мной полуострове. Клевала только мелочь — окуньки и плотва. Терпеливо ждал...
Вдруг активный клев мелочи резко прекратился — такое бывает, когда подходит щука или крупная рыба. Быстро меняю леску на более толстую, цепляю на крючок лучшего червяка. Забросил — и почти сразу началось легкое покачивание поплавка. Мелькнула мысль: “Опять крупный лещ”. Ведь поклевка как две капли воды была похожа на ту первую, закончившуюся неудачей.
Поплавок качается то в одну, то в другую сторону минут пять, изредка ложится на долю секунды на бок, не давая времени на подсечку. Руки начинают дрожать от волнения и напряжения, потихоньку подрагивает удилище. Но удобного момента для подсечки все нет...
Устав от долгого волнения и напряжения, решаюсь — делаю резкую подсечку, рассчитывая на значительный вес рыбы. Но удочка удивительно легко идет вверх. Из воды выскакивает крючок, а на нем... пиявка.
Такой улов у меня был впервые. Не ловил я пиявок на удочку и после. Хотя из рассказов друзей-рыбаков узнал, что таким осторожным продолжительным “клевом” может морочить голову не только пиявка, но еще и рак.


Владимир БАБУЛИН
д.Хотыничи Ганцевичского р-на

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter