Лови, парень, обувку!

ВРЕМЕНА меняются, а молодежь колядует. Под старый Новый год — последний обрядовый аккорд, если так можно сказать. А вы, к примеру, знаете, что свои подарки хозяевам нельзя отдавать в руки, иначе прибыли в доме не будет весь год? А «дары» щедровые нужно просто бросить в мешок колядующих. И среди них обязательно должен быть Мехоноша — человек, который отвечает за сбор подарков в мешок. Какие еще «завядзёнкі» уместны под старый Новый год? Старожилы Климовичского района поведали немало интересного...

Кричат «сядь» и... подумывают о свадьбе

ВРЕМЕНА меняются, а молодежь колядует. Под старый Новый год — последний обрядовый аккорд, если так можно сказать. А вы, к примеру, знаете, что свои подарки хозяевам нельзя отдавать в руки, иначе прибыли в доме не будет весь год? А «дары» щедровые нужно просто бросить в мешок колядующих. И среди них обязательно должен быть Мехоноша — человек, который отвечает за сбор подарков в мешок. Какие еще «завядзёнкі» уместны под старый Новый год? Старожилы Климовичского района поведали немало интересного...

Колядовать начинали, лишь отведав обрядовой еды — кутьи, приготовленной в каждом доме. В деревне Синеж, по словам местного старожила Татьяны Илларионовны Лиморовой, колядующие всегда брали с собой гармониста и обязательно одаривали в ответ хозяев конфетами. Главным в праздничной процессии всегда был мужчина.

Мехоноша в Ивановой Слободе назначался... девчатами. Выбирали парня, который «провинился» перед ними в прошлом году. Обязанность эта была тяжелая — носить мешок с полученными подарками из дома в дом. А иногда — и не один мешок! Дарили ведь раньше щедро: сало, колбасы, печенье, орехи, семечки.

В деревнях Родня, Прудок и Соболевка молодежь обычно рядилась в «жорава» и «кабылу». Первый: под тканой «посцілкай» — высокий парень, на плечи к которому сажали мальчишку меньшей комплекции. В «кабылу» любили рядиться парни постарше. Под «посцілкай», во главе, становился тоже высокого роста парень, который имитировал голову коня, затем в рядок пристраивались подростки пониже... С азартом они старались заманить к себе, под покров, девчат...

А вот парни из Судил до чего ж были ловки на выдумки! Они прекрасно знали, что девчата всегда гадают в полночь — бросают свои валенки через ворота. Для иного ушлого парня не составляло труда заполучить обувку понравившейся ему девушки. Он подговаривал мальчишек помладше подкараулить момент бросания обуви... А тому, кто украдет у нужной девушки ее вторую пару, платили деньги. Причем эту обувь сразу не отдают девушке, а ждут богатой кутьи (накануне старого Нового года). Вечером, на старый Новый год, парни ватагой идут просить выкуп у родителей девушки. Там уже знают о пропавшей обувке и заранее готовятся принимать гостей. Многие могут подумать, что это своеобразный обряд сватовства. Но нет — всего-навсего обычай весело провести праздники. Хотя нередко потом между такими парами заключались и браки.

...В деревне Потороновка девчата незаметно «воровали» блины у матерей, а вечером, после кутьи, шли гадать. Под окнами соседского дома внимательно вслушивались в разговор хозяев. Если при беседе домочадцев звучало слово «сядь», то замуж в этом году выйти не предстоит. Если «иди», то девушке стоит подумывать о предстоящей свадьбе. Парни же старались забежать в гости именно в тот дом, к которому придет под окошко девушка. Проказники вовсю кричали слово «сядь!». Вот такое получалось блинно-подслушивающее гаданье...

...Климовичский народ всегда любил повеселиться, да и сейчас не забывает о развлечениях. Обязательно в рождественские праздники в каждой деревне нашего района наряжаются колядующие и одаривают добрыми пожеланиями жителей своей местности. Получают подарки, а потом долго вспоминают о веселых зимних вечерах.

Дарья ЭВЕРС, старший научный сотрудник Климовичского краеведческого музея

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter