Лови момент — ищи сегмент

Об ответственности, рентабельности и людях с ограниченными возможностями
Об ответственности, рентабельности и людях с ограниченными возможностями

Рабочее место Жанны Фаренковой — у самого окна, светлое, чистое, уютное. Ярко–желтая пряжа отливает золотом в лучах скупого зимнего солнца. Жанна вяжет детские костюмчики. На вязальной машине изготовить нарядную обновку для карапуза можно за 3 часа. Если не отрываться от работы ни на минуту. Жанна терпелива и усидчива, но монотонность изматывает. Тогда можно прилечь, отдохнуть, выпить чаю. А потом с новыми силами продолжить работу. Благоприятные условия труда Жанна создает себе сама. Потому что работает дома, в деревне Ляховцы. Она — одна из немногих инвалидов I группы не только имеет постоянную работу, но и может похвастать приличным стажем — 14 лет на унитарном производственном предприятии «Диона» в Малорите.

Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями с годами приобретает все большую актуальность. Сейчас в Беларуси — более полумиллиона инвалидов. Ежегодно «группу» получают около 53 тысяч человек. Лишь единицы безропотно смиряются со своим статусом. Подавляющее же большинство всеми способами пытается раздвинуть рамки ограниченных возможностей. Например, работая и зарабатывая. Дебаты о трудовой реабилитации инвалидов обостряются, как правило, накануне 3 декабря. Потом споры утихают до следующего Дня инвалидов. Но ситуация существенно не меняется. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Они сами ищут сегмент для применения своих сил и знаний. Сами обеспечивают себе трудовую реабилитацию. В структуре Белорусского общества инвалидов, например, 171 предприятие. Там трудятся 1.747 человек с ограничениями — более половины занятых на производстве.

«Диона» — одно из предприятий БелОИ, образованное в 1992 году. Специализация — производство трикотажных и швейных изделий. Не градообразующая, но значимая составляющая промышленной отрасли Малоритского района. Там их всего–то 4: консервно–овощесушильный комбинат, лесхоз, «Малоритастройматериалы» и, собственно, «Диона». В ней работают 80 человек. Немало, если учесть, что на Малоритском консервно–овощесушильном комбинате (известном производителе, в том числе и детского питания) — около 150 работников. Из 80 служащих «Дионы» 50 — инвалиды. 30 из них, как и Жанна Фаренкова, надомники, то есть имеют «тяжелую» группу.

...Время обеденного перерыва, но в швейном цехе работа не прекращается — к вечеру нужно успеть закончить, упаковать и отправить большой заказ.

— Конечно, успеем, — уверена Любовь Желтовская, директор «Дионы». — У нас работники более ответственные, чем на других предприятиях. Во–первых, зарплата сдельная. То есть сколько получит швея, зависит от нее самой. Во–вторых, основной костяк коллектива — «старожилы», работают в «Дионе» с самого первого дня, по 14 — 15 лет. Для них предприятие, как дитя, которое они вырастили. Поэтому и дорожат его репутацией, как своей собственной.

Екатерина Павловна Хапалюк — из «старожилов». 28 лет отработала в Доме быта швеей. В «Дионе» — с того момента, как она образовалась. «Ценнейший работник», — говорит Любовь Желтовская. «На прорыв», — смеется Хапалюк. Екатерину Павловну действительно зовут на помощь, если что–то не получается, если нужно работу выполнить качественно и быстро. У нее — II группа инвалидности и 63 года за плечами, но порхает Екатерина Павловна как бабочка. «Стареть и болеть нельзя, — шутит швея. — Ответственности много».

«Диона», возможно, занимает более благополучное положение по сравнению с другими подобными предприятиями. Находится на полном хозрасчете, варится, что называется, в собственном соку, но при этом имеет рентабельность 15 процентов. Заработок швей и вязальщиц — 380 — 400 тысяч рублей, в то же время средняя заработная плата у работников предприятий БелОИ — около 280 тысяч. Ежемесячно «Диона» выпускает продукции на 25 — 28 миллионов рублей. «Очень выручают заказы постоянных клиентов Министерства обороны и Министерства внутренних дел, для структурных подразделений которых мы шьем спецодежду, — рассказывает Любовь Желтовская. — Не последнее дело и государственные налоговые льготы для предприятий, на которых заняты инвалиды». Но... Не в силах Любови Владимировны изменить внешний и внутренний декор старенького здания с высоченными потолками, в котором расположилась «Диона», заменить устаревшие и поизносившиеся вязальные машины, швейное оборудование.

«Все будет. Вопрос времени», — убеждена Любовь Желтовская. Потому что знает главный секрет успеха предприятия: не бояться брать на работу инвалидов. То, чего так старательно избегают потенциальные наниматели. У людей с ограниченными возможностями отношение к своим обязанностям особенное. То, что для обычного человека — всего лишь продукт труда, для них — частица собственной души, материализованное чувство своей необходимости.

Кстати

В Беларуси 512,5 тысячи человек с ограниченными возможностями, в том числе 28 тысяч детей–инвалидов до 18 лет.

С 1995 года количество людей с ограниченными возможностями, желающих реализовать себя в труде, увеличилось в 3,5 раза.

За 9 месяцев 2007 года работу получили 1,6 тысячи инвалидов, в том числе 837 человек — по установленной броне на предприятиях.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter