Лотерея у арбузного лотка

Журналист поработал уличным продавцом овощей и фруктов

Продавец всегда рискует: деньгами, репутацией, здоровьем

Татьяна приехала в Минск из райцентра: нужны деньги на ремонт квартиры, лечение родителей. В столице уже второй год устраивается работать на сезон уличным продавцом овощей и фруктов в одном из частных предприятий. Нынче время от времени помогал ей и я. Правда, Татьяна, проработавшая всю жизнь в торговле и имеющая высшее образование, по каким-то ей известным соображениям, считает, что мои «мозги предназначены не для работы за прилавком».

В семь утра она едет на склад загружать товар, а в девять открывает свою точку. Около 20.30 оставшиеся овощи и фрукты забирает машина. Зарплата зависит от выручки. Наторгуешь миллион рублей – получишь 8 процентов, меньше – 5. Арифметика простая. Да не очень…

— В такую погоду хороший хозяин собаку не гонит из дома, — возмущаюсь я. — Покупателей нет, зарплаты тоже.

Но я постоял-то всего полчаса, а Татьяна уже часов шесть на дожде и ветре. Она вспоминает лето, когда было тепло и светло и зарабатывала по сто тысяч за день. От чего зависит выручка? Факторов много, и порой продавец не может на них влиять. Во-первых, товар и его качество. Вот и сегодня мало того, что погода плохая, так и арбузов немного привезли, нет их на складе, перебои на оптовом рынке. А один арбуз весом 8 кг по 1300 руб. – уже 10 400 в кассе. Это более двух килограммов помидоров, их теперь берут хуже – цены повысились.

Цены – другая песня. Только кажется, что, увеличив их, получишь прибыль. Нет, люди берут там, где дешевле, многие даже за мелочами предпочитают ехать далеко на рынки.

К нашему павильону подходит богато одетая женщина, у нее свой бизнес и очень дорогая машина. Татьяна, которая только что крыла погоду, начальство и свою зарплату, теперь – сама любезность, Станиславский позавидует перевоплощению. Но покупательница не расщедрилась: взяла немного винограда, пару бананов – в десять тысяч уложилась. «И так всегда, — сокрушается продавец. – Нет, чтобы сразу на сто тысяч купить!» Психология богатых непонятна. Хотя, может, и они тоже начали считать свои доходы?

В прошлом году у Татьяны было меньше конкурентов. На небольшом участке работала в павильоне она, и один мужчина торговал с автомобиля. Теперь же рядом стоит машин шесть и еще человек десять торгуют прямо с земли. Почти все без разрешения. Время от времени их гоняют, составляют протоколы. Но опять торгаши-нелегалы возвращаются. Самой воевать с ними – беды не оберешься, угрожали даже. Но могут действовать более изощренно. Набросают, к примеру, около павильона мусора и позвонят в санстанцию, а там разбираться не будут, выпишут продавцу штраф.

Татьяна жалуется на плохое самочувствие и бежит в аптеку, оставляя все на меня, строго предупреждая, чтобы не торговал. Но покупатели подходят, расспрашивают, какой виноград? «Вкусный, — отвечаю. — Может, нужны картошка, помидоры, огурцы?» О них знаю больше. Но молодая женщина не хочет. Ее подруга просит помочь выбрать арбуз. Важно стучу по плодам — все звуки кажутся одинаковыми. «Спелые», — заявляю. Покупательница сомневается. Тогда вспоминаю: «Нужно выбрать «девочку». Она вкуснее!» Быстро, благо товара немного, нахожу такую. Кладу в кассу деньги, и очень горд своей первой продажей.

— Из тебя торговец никудышный, — слышу смешливый голос соседки Лены, годящейся мне в дочки. – Сделай прическу «под шапочку», сбрей усы, одень спортивные прибамбасы…Тогда и покупательницы станут крутиться возле прилавка. Ленке холодно, однако она стоит возле своих дынь и арбузов, глазками стреляет по мужикам покруче и папам с детьми. Те поддаются на уловку, выкладывают денежки за южные дары.

— Щас смокинг одену, — бурчу в ответ, натягивая на голову капюшон.

Многое зависит от самого продавца. На одну точку поставили женщину, раньше совсем не работавшую в торговле. Выручка мизерная, хотя район там многолюдный и конкурентов нет…

Очередная покупательница выбирает большой арбуз, дыню, свеклу, помидоры, виноград – два больших пакета. «Вы на машине? – любезно спрашивает продавец.— Володя поможет поднести». К моему счастью, женщина живет рядом, тащить не надо. Татьяна замечает, что женщины чаще покупают тяжелые арбузы, дыни, а мужчины – легкие перцы. Мне обидно за мужчин. «В перцах гораздо больше витаминов, — не выдерживаю. — Их можно варить, жарить, мариновать, делать салаты, есть отдельно… А арбузом мужикам хорошо только закусывать – пьяным не будешь!» — «Дурак! Все испортил! — слышу, когда покупательница отошла. – Я же ее завлекала, хотела, чтобы постоянно ходила».

Постоянные покупатели – стабильный доход. Поэтому им предлагают лучшее; если нет товара, подсказывают, где есть; с ними ведут приятные разговоры, вы-слушивают жалобы, последние сплетни микрорайона, даже помогают решить некоторые проблемы. К примеру, где достать хорошего щенка. Татьяну здесь знают. Вот пришла бабка, она жалеет бедную, принесла теплые сапожки. Подвыпивший мужик признается в любви и просит дать в долг огурцов и капусты, а еще лучше — денег. Но получает отказ и в сердце, и в деньгах. «Но ты же мне давала раньше», – недоумевает. «А ты обещал не пить», — отвечает продавец.

Рядом скучают таксисты, у которых сегодня тоже надежда только на постоянных клиентов. Чтобы скоротать время, болтают с продавцами. Те их называют жмотами, потому что ничего у них не берут, экономят на водку. Но поскольку они не конкуренты, дружат. И защита от хулиганов хорошая. Правда, нападений не было. А к оскорблениям привыкли.

Пришло время подводить итоги. Негусто: 305 тысяч рублей. В счет зарплаты идет 15 тысяч с налогами. За 14 часов работы. Татьяна от холода раскраснелась — гляди, загриппует. Недостача в кассе достигла 60 тысяч рублей. Придется выплачивать из зарплаты: усушка и утруска не предусмотрены.

«В прошлом году было гораздо лучше, — опять повторяет Татьяна. – Знала бы — не поехала. Теперь получу за месяц только 900 тысяч, заплачу за жилье. Но где в райцентре найдешь большие деньги?» А тут еще директор добавила грусти, объявив, что зарплата задерживается, хозяева фирмы решили закупить товары, туда направили деньги… «Не волнуйся! – подбадривает таксист Гена. – Синоптики обещают потепление, будешь греться под солнцем в бикини, а покупатели потекут рекой».

Татьяне многое не нравится в организации торговли. Она бы искала овощи не на рынках, что легче, а в хозяйствах, особенно на личных подворьях, установила бы гибкие цены, продавала бы надежным покупателям в долг. Но она рядовой продавец. «Может, создать свое предприятие, опыт же есть, и в следующем году самой начать здесь дело?» — говорит она. Набиваюсь в продавцы. «Нет, только не в продавцы, — машет руками Татьяна. – А кладовщик или грузчик из тебя получится хороший. С тобой буду спокойна: весь товар будет целый, никто ничего не украдет». Прерываю сладкие мечты, беру ее под руку и веду в соседний кафетерий отпаивать горячим чаем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter