Лот в мешке

Слухи о том, что аукционы в белорусском сегменте интернета попахивают откровенным жульничеством, с каждым днем становятся все более похожими на правду...

«Аукционы в интернете — самое обыкновенное мошенничество! — задыхался от гнева обратившийся в редакцию читатель Владимир. — Участвовал в них четыре раза, на доступ к торгам потратил 50 тысяч рублей, а так ЖК–телевизор и не заполучил. Хотя и действовал по продуманной схеме...»


Конечно, неудачу Владимира можно списать на «не его день», на изменчивость фортуны. Однако слухи о том, что аукционы в белорусском сегменте интернета попахивают откровенным жульничеством, с каждым днем становятся все более похожими на правду. Корреспондент «СБ» решил разобраться, что же происходит с «виртуальным молотком».


Налетай, не скупись!


Сеть буквально ломится от предложений посостязаться за лот. Надо сказать, зазывалы свое дело знают. Цены, по которым якобы можно стать обладателем новехоньких и подержанных мобильных телефонов, лазерных принтеров, электрочайников, ЖК–мониторов и т.д., — весьма заманчивые. Всего 10 — 30 процентов от реальной суммы. Неудивительно, что число желающих попробовать свои силы растет в геометрической прогрессии.


В целях эксперимента зарегистрировался на одном таком сайте, решил побороться за стильный мобильный телефон. Внимательно изучил правила. Инструкция гласила: для участия в торге необходимо приобрести шаг–ставку (возможность подать заявку на лот) за 500 рублей. К слову, оплатить услугу можно через sms–сообщение, терминал или электронный кошелек. Так как шагов–ставок планировал сделать несколько — чтобы уже наверняка! — приобрел их целый набор. А чтобы еще больше увеличить свои шансы на победу, выждал до последней минуты аукциона, а затем стал судорожно кликать на иконку «подать заявку». Уже начинало казаться, что мобильный у меня в руках. Однако, увы: некий пользователь изловчился выставить свою цену позже меня. Схватку, по всей видимости, решили доли секунды. Ник счастливчика тут же всплыл под ярким фото с окончательной суммой — чуть больше 10.000 (!) рублей.


Как выяснилось, новоиспеченному обладателю телефона побеждать не впервой. В архиве сайта его виртуальное имя значилось за несколькими приобретенными товарами. Правда, связаться с ним и выведать секрет успеха не удалось. Почему? Системой прямой коммуникации между пользователями сайт оказался не оснащен.


Впрочем, некоторую полезную информацию почерпнуть все же удалось. В гуще переписки «форумчан» я отыскал два гневных сообщения. Один парень утверждал, что лот, за который он боролся на сайте, якобы достался некоему участнику торгов по сговору с организатором. А вот барышня, наоборот, твердила, что приз получила, но недовольна тем, что без гарантийного талона.


В общем, фактов, которые бы однозначно говорили в пользу того, что аукцион создан как очередная виртуальная дурилка, вроде бы и нет. Тем не менее непрозрачность онлайн–торгов уже настораживает.


Обман как предчувствие


В одной из фирм по разработке и созданию сайтов на условиях анонимности мне объяснили: «Оснастить онлайн–аукцион хитроумной программой по объегориванию участников торгов вполне реально. Не исключено, что владельцы аукционов уже пользуются специальным роботом–таймером, с помощью которого можно с легкостью срывать куш, маскируясь под обычного участника. Программу можно периодически включать или выключать, чтобы не остудить интереса у борцов за приз и не вызывать подозрений у стражей правопорядка». С учетом того, что каждый участник скрыт под ником, а общение между посетителями сайта минимальное, способ нечестно обогатиться — идеальный. Впрочем, организатор торгов, дабы перестраховаться, может приписывать роботу имена реально существующих интернет–пользователей. Понятное дело, состоящих в кругу его друзей и знакомых.


Однако это не единственная потенциальная опасность «электронного молотка». Нередки случаи, когда участник торгов выигрывает лот, оплачивает его, а уже через несколько недель сетует на качество приза. Обращается с претензией к продавцу — получает от ворот поворот. Мол, видим и слышим вас в первый раз! Иногда и жаловаться–то не на кого: сайт попросту исчезает из сети. Почему так происходит? Ответ прост. Далеко не все хозяева аукционов свою деятельность ведут официально и продукцию реализуют наспех, без гарантийных талонов и чеков. А затем сворачивают лавочку. На руку таким дельцам, понятное дело, играет безалаберность интернет–пользователей. «Счастливчики» закрывают глаза на то, что у продавца нет никаких документов.


— На днях наши сотрудники провели очередную контрольную закупку на одном онлайн–аукционе, — рассказывает пресс–секретарь Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут. — Зарегистрировались и выиграли мобильный телефон за 200 у.е. (отмечу, что стоимость приза выгодно отличалась от рыночной). Буквально через минуту позвонил устроитель торгов, условился о месте передачи аппарата. Сотрудники ведомства приехали на встречу и рассчитались помеченными купюрами. Гарантийного талона на мобильный телефон у продавца не оказалось. В дальнейшем же выяснилось: аукционер не является предпринимателем. Что грозит нарушителю? Во–первых, конфискация товара, который реализовывался с нарушением действующего законодательства. Во–вторых, серьезный штраф — около 100 базовых величин. Сейчас ведется работа по сбору доказательной базы о сумме нелегального дохода. По имеющимся сведениям, делец за последнее время успел совершить как минимум 22 такие продажи. Дело будет передано в суд...


А вот с хитроумными программами–роботами сотрудникам Министерства по налогам и сборам сталкиваться еще не доводилось. И вообще, сайты, которые требуют оплачивать свои услуги через электронный кошелек, пока не попали в поле строгого контроля, хотя к ним–то чаще всего и возникают вопросы. Получается, что интернет–пользователи нередко участвуют в виртуальных торгах на свой страх и риск. Прежде чем отсчитывать свои кровные, почитайте хотя бы отзывы о сайте.


Компетентно


Старший оперуполномоченный по особо важным делам управления «К» МВД Олег Слепченко:


— Регистрируясь на сайтах с онлайн–аукционами, интернет–пользователи становятся участниками своего рода игры. А у каждой игры есть свои правила. И защищенность посетителя зависит от того, принимает он эти правила или нет. Если, к примеру, при регистрации на сайте гражданин Н. согласен с договором, где четко прописано: «Устроитель торгов не предоставляет каких–либо заверений и гарантий, что любая информация, полученная посетителем в результате пользования услугами, будет точной и достоверной», то он сам несет ответственность за свои действия. Другой вопрос, может ли владелец аукциона вносить в договор такие пункты? Ведь если ведение подобного бизнеса у нас разрешено, значит, должен быть определенный образец, который наглядно иллюстрирует, что представляет из себя настоящий аукцион.


Если говорить о мошенничестве, то мы оказываем техническое содействие сотрудникам уголовного розыска. И факты жульничества на сайтах с интернет–торгами есть. Так, к примеру, наши специалисты вышли на след нечистого на руку бобруйчанина. Он выставлял на аукцион дорогостоящую технику и требовал от победителя схватки оплатить лот через электронный кошелек. Однако как только получал требуемую сумму — тут же «забывал» о победителе и его призе. По предварительной версии, хитроумный устроитель торгов завладел таким образом более чем 3 миллионами рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter