Босния и Герцеговина на пороге политического кризиса

Лоскутная конструкция по западным лекалам

Босния и Герцеговина оказалась на грани самого масштабного политического кризиса с 1995-го, когда Дейтонские соглашения положили конец кровопролитию в этой бывшей югославской республике. Причиной этого стал закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида в Сребренице.

reuters

Принятие этого закона вызвало возмущение в Республике Сербской, власти которой отказываются признавать подобную поправку в уголовный кодекс Боснии и Герцеговины (БиГ). Кроме того, власти Республики Сербской критикуют саму процедуру принятия «закона об отрицании геноцида», который был фактически навязан высоким представителем по БиГ Валентином Инцко. Также из Республики Сербской звучат требования упразднить саму должность высокого представителя.

Институт высокого представителя по БиГ является порождением Дейтонских соглашений. Он был введен как инструмент стабилизации боснийского государства, фактически превратившегося в лоскутную конфедерацию, между основными этническими общинами которой сохранялись напряженные, если не сказать враждебные отношения.

Высокий представитель обладает чрезвычайными полномочиями, правом вмешиваться в политический и законодательный процесс, единолично принимать или отменять законы.

Фактически должность высокого представителя означает ограничение суверенитета Боснии и Герцеговины и установление протектората над этим государством со стороны Запада.

Критика в адрес высокого представителя и требования упразднить саму эту должность звучат уже давно, преимущественно со стороны сербской общины.

Это неудивительно, ведь высокий представитель, будучи проводником интересов Запада, как правило, действует против интересов боснийских сербов.

Лоскутная конструкция Боснии и Герцеговины, созданная в результате Дейтонских соглашений, является шатким компромиссом между сохранением территориальной целостности этого государства и политическими требованиями этнических общин. 

Однако Запад всегда стремился к ограничению самостоятельности Республики Сербской, видя в ней одно из основных препятствий для установления своего окончательного доминирования на Балканах. Действительно, ведь именно благодаря позиции боснийских сербов Босния и Герцеговина до сих пор не в НАТО в отличие от большинства своих соседей по бывшей Югославии. Кроме того, как Сербия, так и Республика Сербская активно сотрудничают с Россией и Китаем, что также крайне нервирует Запад.

Валентин Инцко.
russian.rt.com

Именно поэтому в Боснии и Герцеговине Запад делает ставку на боснийских мусульман и пытается централизовать лоскутную конфедерацию под их эгидой. Эту политику проводит и высокий представитель.

Тема геноцида в Сребренице в этой связи является важным орудием идеологической борьбы против боснийских сербов, направленной на формирование у них комплекса вины и размывание политической субъектности Республики Сербской.

В западных СМИ события в Сребренице представляются главным символом балканских войн начала 1990-х, хотя военные преступления и массовые убийства тогда совершали все стороны конфликта. Кроме того, боснийские сербы ставят под сомнение сам факт массового убийства мирного мусульманского населения в Сребренице.

В этих условиях навязывание верховным представителем закона, вводящего уголовное наказание за отрицание геноцида в Сребренице, сложно назвать иначе, как верхом политической безответственности и подбрасыванием хвороста в тлеющий костер межэтнических противоречий. 

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter