Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства в Ратомке готовится к новому сезону

Лошадью в карьеру

И зимой в Ратомке действует правило: ни дня без тренировок


ЛЕВАДЫ для выгула лошадей, кирпичные конюшни, тренировочный скаковой круг, троеборная трасса, пять крытых манежей, один из которых виден уже на въезде в поселок. Все это — современный спортивный комплекс, один из крупнейших в Европе. Именно здесь юноши и девушки, влюбленные в лошадей, превращаются в спортсменов, а профессиональные наездники оттачивают свое мастерство. Даже в конце календарного года, который обычно знаменует окончание года соревновательного, в центре кипит жизнь: проходят и тренировки, и занятия. Так в зимний сезон «конная Мекка» постепенно подходит к новому этапу спортивных испытаний.

Дело жизни


Свой отсчет один из самых зрелищных видов спорта ведет с 1958 года, когда в Гомеле появилась первая конноспортивная школа. Почему в этом городе? Предпосылок несколько: еще до войны там стояла Чонгарская кавалерийская дивизия, позже расположился конный завод рысистых лошадей. Именно в Гомеле начинала свою спортивную карьеру и старейший тренер Виктория Мурат. Виктория Евгеньевна первой выполнила первый спортивный разряд по конному спорту.



— Сколько себя помню, любила лошадей. Мама первый раз привела меня на Гомельский конезавод и здесь судьба свела со старейшим конюхом Тихоном Кочаном. Позже поступила в Российский госагроуниверситет, в народе — Тимирязевку. А в Ратомку, в которой уже открылся конный завод имени Героя СССР Льва Доватора, попала в далеком 1970 году.

Сейчас Виктория Мурат тренирует юношескую команду по выездке, уже вырастила десятки мастеров и кандидатов в мастера. Виктория Евгеньевна раскрывает секрет, который передает и спортсменам: «Лошадь управляется не силой — интеллектом. Работать нужно головой — понимать, как заставить животное действовать по твоему сценарию, выполнять необходимые команды, в каких-то моментах приучать быть покладистой, а где-то и своенравной. Кстати, как-то раньше проходили показательные соревнования наездников и силачей. Так вторые удержать рысака не могли. Вот вам и прямое подтверждение моих слов».



В Республиканском центре олимпийской подготовки конного спорта и коневодства все на равных и все в работе, даже когда до соревнований еще несколько месяцев. Обычно зимой график у спортсменов менее интенсивный — лошади набираются сил к новому сезону, в это время проходят плановые вакцинации. Однако занятия никто не отменял. Спортсмены и ученики конной школы действуют по правилу — ни дня без тренировки. Следует подобному принципу и Анна Карасева. Призер международных соревнований (занимает, кстати, одну из самых высоких строчек в мировом рейтинге среди всадников) сама осваивала «конную науку» с нуля:

— В этот спорт попала в десятилетнем возрасте. Когда ехала в пионерский лагерь «Зеленое» на электричке, перед Ратомкой заметила огромную вывеску, которая приглашала детей с десяти лет в спортивную секцию. Мне тогда было еще восемь. С тех пор двадцать два года верна своему делу.



Спутники в этом деле лошади, которых на воспитании у Анны несколько. В конном спорте, поясняет наездница, у животного обязательно должна быть смена, ведь карьера скакуна короткая. Чаще всего на крупных соревнованиях выступает в паре с десятилетним Арлекино. В таком возрасте лошадь уже может показывать результаты. Сложно представить, но за достижениями стоят годы работы. Арлекино, например, спортсменка готовила с двухлетнего возраста. По результатам видно — не зря. С ним прошла путь до уровня Большого приза:

— В этом году для него самый успешный сезон: Арлекино выиграл два этапа Кубка мира по выездке и на двух этапах расположился на второй строчке и попал в финал — получил лицензию на финал Кубка в США, где будут участвовать 16 лучших спортивных пар мира. Взял Арлекино и лицензию на чемпионат Европы, который пройдет в следующем году в Швеции. 

Постоянная борьба со страхом


Если для выездки важна концентрация, то в других видах конного спорта, которые развиваются в стране — конкуре и троеборье, — акценты в другом. Каждый вид располагает составом спортивных лошадей конкретной специализации для участия в соревнованиях. Молодой спортсмен национальной команды Павел Жих выступает в троеборье. На манеже с шестилетним Регентом шлифует заученные элементы. В свои 24, а в этом виде спорта это еще совсем юный возраст, Павел уже добился определенных успехов. Оставался третьим в международных соревнованиях уровня трех звезд. Конный спорт для Павла уже образ жизни — тренировки шесть дней в неделю не только помогают в технике выполнения упражнений, но и учат быть хладнокровным.



— Для спортсмена это постоянная борьба со страхом, ведь вид экстремальный, оттого и зрелищный, — замечает тренер по троеборью Владимир Зиневич. — Бойцом должен быть в первую очередь сам спортсмен: показывать характер, чтобы лошадь понимала, кто в паре ведет. Часто провожу аналогии между конным спортом и не менее техничным фигурным катанием. В обоих видах успех выступления зависит от пары. Но во втором случае ее составляют люди, которые могут общаться, обмениваться мыслями и переживаниями. В конном спорте такое «общение» проходит на каком-то инстинктивном уровне.

Удача в выступлении на семьдесят процентов зависит от лошади. Эту аксиому не перестают повторять как спортсмены, так и тренеры.

Главный тренер национальной команды по конному спорту Наталья Юранова убедилась в этом на личном опыте: «Первый конь Саид перешел мне «по наследству» от прославленных чемпионов Виктора Угрюмова и Ирины Карачевой. Старенькую лошадь отдали выхаживать — у нее была травма ноги. Я смотрела за Саидом, за полтора года мы подружились. И он выздоровел! Лошади на тот момент было уже восемнадцать лет, но вместе с ним я выполнила мастера спорта».

Сейчас в центре более 400 лошадей. Но спортивных, турнирных, гораздо меньше — около ста. Те лошади, на которых выступают на соревнованиях, содержатся в конюшне главного манежа. Здесь для них все условия — сбалансированное питание, душ и солярий для сушки после мойки.

Преобладает в центре тракененская порода, которую разводят именно в Ратомке на конном заводе. Лучшим ее представителем стал жеребец Проблеск, который на Олимпийских играх-2004 занял в паре с Ириной Лис 23-е место в соревнованиях по выездке. Гордятся здесь и вестфальским Домбаем. Он уже пенсионер, но в строю.

— До сих пор лошадь привозит разряды и результаты юниорам. В прошлом году, например, Домбай занял четвертое место в международных соревнованиях уровня трех звезд в Большом призе под юниоркой Анастасией Дудковой, — описывает биографию мерина Наталья Юранова. — В свое время эту лошадь подготовила мастер спорта Светлана Евщик, которая на тот момент входила в сборную команду. У Домбая даже была лицензия на Олимпийские игры 2008 года. 



Основная подготовка будущих спортсменов, к слову, проходит на базах учебно-спортивных комплексов страны: в Республиканском центре олимпийской подготовки конного спорта и коневодства в поселке Ратомка, Могилевском областном центре олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью, Минском и Гомельском областных центрах олимпийского резерва по конному спорту, Витебском областном центре по конному спорту и коневодству. Кроме того, работают 13 детско-юношеских спортивных школ. Но по-прежнему сердце в Ратомке. 

— В регионах основные трудности в животных, — акцентирует внимание Наталья Юранова. — Во многих конных школах не обновляется состав лошадей. Учебные виды есть, а турнирных скакунов высокого класса, на которых можно выступать на соревнованиях, в регионах позволить не могут — дорого. Дети учатся ездить верхом, но дальше процесс порой не двигается.



Но, несмотря на трудности, спорт в областях развивается.   Подтверждение тому — участница Олимпийских игр в 2008 и 2012 годах Елена Телепушкина, которой удалось завоевать лицензию и на игры в Рио-де-Жанейро. Спортсменка — воспитанница Могилевского областного центра олимпийского резерва. И таких талантливых людей можно найти в каждом из центров.

Кстати, преимуществом конного спорта у нас стало именно сохранение и развитие спорта юношеского. Сейчас этим могут гордиться только некоторые страны. Наталья Юранова резюмирует:

— Ратомка вскоре может стать чуть ли не единственной базой такого уровня на постсоветском пространстве. В той же России, например, эту нишу все чаще занимают частные школы. У нас же сохранились традиции, есть и возможность проводить крупные международные турниры. К нам едут, нас знают. Значит, конный спорт живет!

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter