Лошадиная сила

Особенности гужевого транспорта
Особенности гужевого транспорта

Всем хороша лошадка как средство передвижения — экономична, проста в управлении. Да и стоит рабочая савраска, в отличие от спортивных рысаков, дешевле любого авто — за миллион рублей сторговать можно. Поэтому ни рост семейного благосостояния, ни технический прогресс не заставят сельчан отказаться от гужевого транспорта. Как колесили повозки сто лет назад по нашим дорогам, так колесят и поныне. И, уверена, будут ездить еще не один десяток лет.

Шериф и Шоколадка

...В Горецком районе, где я недавно побывала в командировке, кони испокон веков трудились вместе с людьми. Года 3 назад в небольшой деревушке Зимник, что в 47 километрах от райцентра, была лавка на дому. Ею заправляла Зинаида Епифановна Шилова, возившая продукты за 5 километров из магазина соседней деревни Аниковичи на длинногривой Ласточке.

Сегодня нет уже ни лавки, ни той лошади. Да и самой Зинаиде Епифановне стукнуло 80 лет. Куда уж торговать! Но труженицу–Ласточку, ласковую и смышленую, люди вспоминают по сей день. Хотя лошадиное поголовье в районе одно из самых многочисленных на Могилевщине.

В Горецкой детско–юношеской спортивной школе сегодня содержится 41 лошадка: 40 высоких стройных скакунов и приземистая, плотная Шоколадка, которая трудится от зари до темна. Вывозит из конюшни опилки, завозит корма своим благородным собратьям: в узкий проезд грузовику или трактору не войти. У Шоколадки растет жеребенок по кличке Шериф, забавный «тяжеловозик» чалой масти.

— Взрослым Шериф станет в 6 — 7 лет, — инструктор–методист школы Татьяна Гуринович не нарадуется на своего «воспитанника». — Но к труду мы начнем его приучать уже летом. Сделаем маленькую тележку, пусть «стажируется». Нам такие лошадки очень нужны. Надо же кому–то тяжелую работу выполнять.

Больше всего тружеников–лошадей в сельском хозяйстве. Подсчитано, что «живой» транспорт заметно удешевляет себестоимость продукции. Хотя определенных затрат все же требует. Рабочая лошадь съедает в день до 15 килограммов сена. Плюс овес, витамины. Добавьте сюда осмотры ветеринаров, амуницию: хомуты, уздечки, подпруга, телеги... «Лошадиный» товар к тому же и достать не так просто: его производят в двух минских фирмах. Некоторые частники на Могилевщине тоже умеют делать хомуты–уздечки. Правда, с каждым годом таких мастеров все меньше. В Горецком районе мне, к примеру, не назвали ни одного. В Могилеве порекомендовали Ивана Кузьмича Карпенко. Но мастер разочаровал: «Постоянно этим ремеслом не занимаюсь, товаров про запас не держу. Работаю под заказ».

Для сбора молока и подвоза кормов лошадей используют 14 горецких сельхозпредприятий. Кони есть почти на каждой животноводческой ферме. Работают и в полях. К примеру, в СПК «Овсянка» рекордное количество лошадей — 97. Около 40 еще и на частных подворьях.

Виктор Афанасьевич Горбатовский работает молокосборщиком 15 лет, последние семь — вместе с лошадкой Зорькой. Живет Зорька не на колхозной конюшне, а в теплом сарайчике во дворе своего «напарника». Каждое утро встречает хозяина дружеским ржанием.

— Она у меня очень добрая и понятливая, — гордится молокосборщик любимицей. — Снесет, бывает, курочка яйцо прямо у нее под ногами — Зорька никогда не наступит, обойдет. А маршрут свой знает так, что, отправь с ней постороннего человека, сама дорогу покажет, ни одного двора не пропустит.

Их работа начинается в 5 — 6 утра. Каждый день приходится преодолевать расстояние в 16 километров. Вернувшись домой, лошадка отдыхает, а молокосборщик продолжает работать. Нужно накормить, напоить свою «ненаглядную». А еще — тщательно осмотреть, здорова ли, проверить, не налипла ли дорожная грязь на световозвращатели повозки.

Проверка на дорогах

Гужевой транспорт считается одним из самых опасных. На дорогах лошади пугаются, спотыкаются, становятся неуправляемыми после укусов насекомых. Полтора года назад под Оршей произошло страшное ДТП. Свет автомобильных фар ослепил молодую лошадку, сворачивавшую с оживленной трассы в небольшую деревушку. Она испугалась, понеслась, не разбирая дороги. Повозка опрокинулась прямо на трассе, развалилась на части. Водитель ехавшей сзади машины не успел притормозить, врезался в телегу... Возчик разбился, автомобиль увезли в автомастерскую, а лошадь с трудом поймали километрах в пяти от места аварии.

Да и возчики, что греха таить, бывает, правилами дорожного движения пренебрегают: по сторонам не смотрят, не обозначают повозки световозвращателями, да еще и управлять конем могут после застолья. Плюс ко всему водители авто обычно не воспринимают «копытный» транспорт всерьез, что тоже сказывается на безопасности движения. И все равно сельчане, даже обзаведясь машинами, не спешат отказываться от лошадок.

— Без лошадей в деревне не обойтись, главное, чтобы их хозяева правила дорожного движения соблюдали, — считает начальник Горецкого отделения ГАИ Владимир Федоров. — К примеру, за гужевой транспорт из «Овсянки» я спокоен. Но так не везде: совсем недавно нетрезвый возчик ехал по трассе Горки — Мстиславль. К тому же его телега не была обозначена световозвращающими элементами. В результате — авария, в которой пострадал сам же виновник.

Аварии с участием лошадей характерны для всей Могилевщины. Вот лишь несколько ЧП, о которых мне рассказали в областной ГАИ. В конце прошлого года в Шкловском районе нетрезвый друг возницы выпал из телеги, его переехала встречная машина. В Костюковичском районе водитель МАЗа зацепил гужевую повозку. В результате ехавшая в ней шестиклассница попала в больницу. Житель Брянска на «Тойоте» на всей скорости протаранил телегу. Двух женщин забрала «скорая».

— В 2006 году в авариях с участием гужевых повозок на Могилевщине погибли четыре человека, — уточняет Виктор Королев, заместитель начальника управления ГАИ УВД Могилевского облисполкома. — В прошлом смертельных исходов не зафиксировано, да и количество таких ДТП уменьшилось. Из 935 случаев только 10 произошли с участием лошадей. Огромную роль, считаю, сыграла профилактическая работа. Сегодня большинство повозок с четырех сторон обозначены световозвращателями. Сейчас мы настоятельно рекомендуем владельцам лошадей обозначать световозвращателями не только телеги, но и самих себя. От гужевого транспорта в ближайшие годы сельчане вряд ли откажутся. А вот сделать его более безопасным — наша с ними общая забота.

Фото Павла МИНЧЕНКО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter