Лондон и, быть может, Рио…

Андрей Рыбаков: Статистом-туристом в Лондоне быть не намерен

У Андрея Рыбакова, вернувшегося на большой помост, амбициозные планы

На летней Олимпиаде в Китае соперничество за чемпионский титул среди штангистов весовой категории до 85 килограммов было, наверное, самым драматичным. И не только в этом виде спорта. Феноменального мирового рекорда в двоеборье фаворита турнира белоруса Андрея Рыбакова (на снимке) оказалось недостаточно, чтобы одолеть хозяина помоста Лу Йонга! Наш мастер уступил ему всего-то 240 граммов большего собственного веса. Это уже было второе олимпийское «серебро» Рыбакова. Четырьмя годами ранее дебютант Афин удивил всю планету, удостоившись аналогичной награды, выступая в слабейшей группе. Что уготовит Андрею Лондон? Ведь после Пекина-2008 он бездействовал более трех лет, поправлял здоровье. В конце прошлого года выступил на чемпионате мира во Франции, где стал седьмым в двоеборье, а недавно принял участие в Кубке Беларуси. После домашнего старта с ним и встретился корреспондент «Р».

— Андрей, удовлетворен ли результатами последнего турнира и почему состязался не в своей категории?

— Итогами доволен. Хотя мой личный и главный тренер национальной сборной Александр Гончаров ожидал большего. А соревновался в весе до 94 килограммов, потому что сейчас это не столь принципиально и важно. Главное — вновь соизмерить свои возможности на нынешнем этапе подготовки к Играм. Да и зачем сгонять лишний вес, насиловать организм, ему и без того хватает нагрузок. До основного старта четырехлетия еще пройдет первенство страны в мае, к которому надеюсь подойти уже в лучшей форме. А боевые кондиции прибережем для Англии. До начала Игр у команды запланирован один, но «долгоиграющий» сбор на базе олимпийского спорткомплекса «Стайки», которые уже давно стали для нас вторым родным домом.

— Что скажешь о сегодняшней расстановке сил в твоей категории и какой результат может оказаться на Играх победным?

— Никогда не задавался целью отслеживать оппонентов. Просто стараюсь на совесть делать свое дело, пускай они меня опасаются. Уже заявлял прессе: если и отправлюсь в Лондон, то не для галочки, а только за медалью, статистом-туристом быть не намерен. А какого качества она будет — это уже другой вопрос. Разумеется, приложу все силы, чтобы была из самого благородного металла. Хотя не исключаю, что борьба в этом весе может быть более жесткой, нежели в Пекине. На пьедестал почета будут претендовать пять-шесть атлетов. Это всем известный Лу Йонг, прошлогодний чемпион мира иранец Рустам Кианушу, уже заявили о себе во весь голос и два россиянина. Хотелось, чтобы конкуренцию составил и мой, так сказать, дублер и напарник по сборной Вадим Стрельцов. Но свое участие мы еще должны заслужить, ведь на счету белорусских штангистов всего четыре командные, а не именные лицензии.

— Как проходила твоя реабилитация и в какой мере удалось восстановиться?

— Меня уже давно беспокоила спина. Две межпозвоночные грыжи усугубились болями по всей спине. Терпеть уже было невмоготу. Прошел длительный курс лечения у опытнейшего спортивного врача-травматолога Валерия Белана. Постучим по дереву, но сейчас все абсолютно нормально.

— Гибель Сергея Лагуна в автоаварии и тяжелейшие травмы Евгения Жерносека в апреле 2011 года ощутимо убавили потенциал нашей мужской дружины…

— Потеря Сереги невосполнима для родных и друзей по команде. Его спортивная карьера шла по восходящей, дважды был призером чемпионатов мира, вполне мог стать героем Лондона. Не довелось… А Женя, наверное, родился в рубашке. Остаться в живых после такой жуткой катастрофы! Но он всем смертям назло восстановился, вернулся на помост и уже даже отметился «бронзой» на первенстве континента. Остальное все в его руках.

— А вот триумфатор Пекина-2008 Андрей Арямнов сознательно ослабил потенциал сборной, пропустив квалификационные турниры.

— Не хочется касаться этой темы: она неприятна по своей сути. Просто у Арямнова такой неуемный характер и короткая память. Тренируйся и выступай в свое удовольствие. Ты же прежде всего защищаешь честь страны, а не личные интересы главного тренера. Хотя именно Александр Васильевич привлек его в столь раннем, 16-летнем, возрасте под знамена национальной дружины. И он хоть и косвенно, но также способствовал становлению его мастерства. Если бы Арямнов не капризничал в последние годы, путевок в Лондон у нас было бы больше.

— А какой комментарий ты дашь следующим словам Арямнова: «Рыбаков зарплату заработал и сидит тихонько, его тренер выпустит только к очередным Играм…»

— Бог ему судья, язык, как говорится, без костей…

— В вынужденном простое у тебя было достаточно времени, чтобы осмыслить не только спортивные перспективы, но и житейские. 4 марта 30 лет стукнуло.

— Это еще не возраст для штангиста. Можно и на Рио-де-Жанейро-2016 замахнуться, все будет зависеть от итогов Лондона. И, конечно, от состояния здоровья. На сегодняшний день у меня уже две специальности. Но если работа тренера в будущем вполне устроит, то вот труд преподавателя физкультуры вряд ли. Чтобы заниматься со школьной ребятней, нужно призвание и стальные нервы. Очень тяжелый хлеб, который к тому же немотивирован. Правда, и тренерская стезя не подарок. Стимулы, наверное, те же, а горишь на переживаниях не меньше, чем атлет на помосте.

— Помнится, после Афин-2004 ты сетовал на дефицит времени на обустройство квартиры. И как, любопытно, у вас с супругой делятся обязанности по домашнему хозяйству?

— За минувшие годы давно разобрался с жилищными делами. Детьми с Алесей пока не обзавелись, хотя уже подумываем о потомстве. А в отношении разделения нагрузок по дому сложно говорить, когда по полгода находишься на сборах и соревнованиях. Конечно, все на плечах жены.

— Кажется, именно Алеся однажды обмолвилась, что Андрея легче одеть, чем накормить! Какими блюдами она чаще всего усмиряет твои аппетиты?

— Я непривередлив в питании, хотя и люблю покушать. Ем все, что она приготовит. Даже на Олимпиаде в Пекине адекватно принимал специфическую китайскую кухню: излишне соленую, перченую, ядреную!

— Знаю, что у многих спортсменов вызывало нарекания меню «Стаек» в прошлом году.

— Они действительно были из-за заниженных нормативов на питание. В этом году их и пересмотрели в сторону увеличения. Сегодня в нашем меню на завтрак икра или красная рыба, на обед и ужин — курица, мясо, котлеты, грецкие орехи. Грех жаловаться.

— Пролистал в Интернете множество страниц. Но кроме спортивных показателей Рыбакова иной информации кот наплакал. Возможно, потому что не испытываешь особого доверия к представителям СМИ?

— И по этой причине тоже. Ваш брат горазд на искажения, домыслы и байки. А потом доказывай, что ты не слон. Да и зачем выносить на всеобщее обозрение личную жизнь, если она по определению должна быть сокровенной. Я не публичный человек, не артист и не эстрадный исполнитель, которые падки на любую рекламу, даже негативного плана.

— Какое увлечение или хобби доставляет наибольшее удовольствие и как обычно восстанавливаешься после тяжелых тренировок?

— Все увлечения штангистов ограничены услугами и возможностями спорткомплекса «Стайки». Это, как правило, бильярд, сауна, телевизор. Или свой компьютер. Сейчас вот со Стрельцовым режемся в разные игры, общаемся с друзьями и знакомыми. Летом отдушина — рыбалка, но весомыми уловами похвастать не можем, потому что еще любители. В отпуске с Алесей пару раз оторвались на отдых в Египет и Турцию. Но отнюдь не на Канары, как «растрезвонили» некоторые акулы пера.

— Штангисты и велосипедисты — рекордсмены по допинговым «залетам». Случалось, целые команды исключались из международных турниров. А можно ли изжить этот порок?

— Пока в спорте высших достижений крутятся большие, а где-то и колоссальные, деньги, говорить об этом не приходится. Всегда были и есть атлеты и наставники, желающие быстрее достичь искомого результата, сулящего определенные вознаграждение и блага. И взойти им на пьедестал почета с черного входа помогают целые институты, занимающиеся разработкой все новых и более изощренных методов и препаратов, подпадающих под запрещенные Всемирным антидопинговым агентством. И думаю, эту индустрию спорта никакие санкции и наказания не остановят.

— По итогам 2007 года ты, помнится, был признан лучшим штангистом мира Международным союзом тяжелой атлетики и журналом «Мировая тяжелая атлетика». Полагалось ли за это почетное звание, какое-нибудь вознаграждение? Нет ли желания еще раз войти в эту «реку», но уже по показателям 2012 года?

— Тот период выдался для меня весьма продуктивным. Второй год подряд победил на первенстве планеты в Таиланде, причем с двумя мировыми рекордами. Презентовали же мне по истечении года только красивый кубок. Никаких «коврижек» больше не было. К сожалению, Международный союз штангистов не столь состоятельная организация, как, к примеру, футбольная или теннисная федерации. 18 лет уже посвятил своему «железному» делу. Конечно, хочется еще хотя бы раз удостоиться этого престижного звания. Но для этого как минимум нужно триумфально пройти ближайшее олимпийское испытание.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter