Лом тронулся

Почему не все автомобилисты сдают аккумуляторы в утиль?

Определить в утиль автомобильный аккумулятор не проблема, но почему не все это делают?

Каждый автомобилист хотя бы раз сталкивается с необходимостью заменить аккумулятор в машине. При этом возникает вопрос: куда деть старый? Это ведь не просто ненужный ящик, а пара десятков килограммов свинца, электролита и пластмассы — набор, прямо скажем, далеко не экологически чистый. К сожалению, в последний путь он зачастую отправляется не в утиль, а в ближайший мусорный контейнер.

На участке минской кольцевой от улицы Казинца до Партизанского проспекта установлено несколько билбордов, призывающих граждан помочь экологии и сдавать отработанные аккумуляторы на специализированное предприятие. А именно в УП «Белцветмет» в поселке Гатово в окрестностях Минска.

Знакомые автомобилисты в ответ на мой вопрос, обменяют ли они отслужившую свой век аккумуляторную батарею и пару часов рабочего времени на некоторую сумму белорусских рублей и отсутствие угрызений совести, отвечали примерно так: дескать, понимаем, что правильно сдать, но выбросить проще.

Действительно, ехать в Гатово не так уж удобно. Во-первых, расположен поселок в десятке километров за кольцевой и ведет к нему не самая хорошая дорога. Во-вторых, приемом аккумуляторов занимаются с 9.00 до 17.00, то есть когда большинство людей заняты на работе. Однако желающие избавиться от отслуживших свой век батарей по «зеленому» принципу могут сделать это, не выезжая из города. Уже на протяжении двух лет предприятие практикует выездные закупки лома цветных металлов, причем не только в столице, но и в областных и некоторых районных центрах. Информируют людей о времени и месте проведения таких закупок через объявления в публичных местах, районных СМИ, программах местного ТВ.

— Благодаря рекламной кампании и увеличившемуся количеству выездных бригад объемы заготовки растут: в 2009 году приняли от населения 58 тонн свинца, в 2010-м — 343 тонны. За пять месяцев этого года — почти 300 тонн, — заместитель директора УП «Белцветмет» Сергей Андалюкевич демонстрирует таблицы с цифрами. — И цена у нас приличная, на уровне российской. С июня за кило свинца платим 3400 белорусских рублей, так что за старый аккумулятор от легкового автомобиля можно выручить, в зависимости от его типа, от 30 до 50 тысяч и даже выше.

Пока мы беседуем, к пункту приема в Гатово подъезжает «газель». В кузове — штук тридцать АКБ.

— Объехали Ждановичи, Малиновку, Уручье и Серебрянку. За пять-шесть часов столько насобирали: кто по 200, кто по 100, кто по 50 килограммов сдавал, — говорит инженер по заготовке Владимир Павлович.

В «Белцветмете» принимают батареи и с электролитом, и без. Но настоятельно рекомендуют: лучше сдавайте с кислотой. Почему?

— В российской рекламе пишут: слей электролит и получи больше денег за аккумулятор. А куда сливать? В землю? У нас итальянская линия по переработке аккумуляторов, которую мы запускали как экологический проект, и цех сконструирован таким образом, что весь электролит собирается в специальной емкости. Часть используется в технологическом процессе, остальное хранится в контейнерах, ожидая переработки без ущерба для окружающей среды. К концу года планируем приобрести оборудование для нейтрализации электролита, — объясняет Сергей Андалюкевич.

Несанкционированные слив электролита и свалки аккумуляторов — настоящие экологические катастрофы на локальном уровне.

— В лесах, на окраинах гаражных кооперативов, где выброшены одна-две батареи, со временем может образоваться стихийная свалка. Аккумулятор — сложный по составу прибор, в процессе его эксплуатации на стенках выпадают соли свинца. Самое страшное, что, попав в почву, экотоксичные вещества — свинцовые соединения — начинают мигрировать, — говорит заведующий сектором экологического анализа РУП БелНИЦ «Экология» Вадим Зубрицкий.

Постепенно, отмечают специалисты «Белцветмета», у граждан просыпается сознательность. Только в Минске в пункт приема попадает в среднем от 450 до 700 килограммов свинца в день. На момент нашего приезда на предприятие в цеху собралась приличная куча АКБ — тонн двести. А вот точно оценить объемы существующего в Беларуси аккумуляторного хлама довольно сложно. Однако в том, что потенциал роста заготовок далеко не исчерпан, работники «Белцветмета» не сомневаются.

— Добрая половина аккумуляторов еще лежит в загашниках и ждет своего часа. Наша линия в состоянии переработать все старые АКБ, имеющиеся в Беларуси. Понадобится — будем в две-три смены работать, — уверяет Сергей Андалюкевич. — Надеемся, что поток подержанных иномарок, который нахлынул в последнее время, позволит увеличить объемы заготовок. Логично предположить, что водитель, купивший подержанную машину, захочет поменять аккумулятор.

Проработка вопроса о необходимости такой линии велась давно, при этом первостепенную важность имела экологическая направленность проекта. В переработку идут абсолютно все компоненты аккумуляторных батарей. Каждая измельчается на куски, вторсырье сортируется по фракциям — полипропилен, эбонит, свинцовая паста, металлический свинец — и на предприятии долго не задерживается, благо есть спрос. Заготовители не скрывают: помимо решения экологической задачи «Белцветмет» преследует и чисто экономические интересы. Ведь 90 процентов пластика и свинцовой пасты поставляется за рубеж. А вот большую часть свинцового лома потребляют отечественные предприятия.

В ближайших планах «Белцветмета» — развивать выездные закупки и расширять сеть своих представительств. В этом месяце, к примеру, открывается пункт приема лома цветных металлов в Орше. Шаг стратегический и направлен на то, чтобы «закрыть» границу с Россией и предотвратить утечку лома за пределы нашей страны.

Еще одна довольно актуальная проблема — черные заготовители. Ушлые граждане наловчились под видом специалистов скупать аккумуляторы по бросовым ценам: пять тысяч за маленький и десять за большой, ни о каком взвешивании нет и речи. Бизнес получается выгодным: купил за пять — продал за тридцать. или за российские рубли в соседнюю страну. Отличить мошенников просто: они не имеют удостоверений, форменной одежды и беджей. Конечно, с точки зрения экологии неважно, где именно утилизируются аккумуляторы. Но утечка нашего вторсырья, а значит, и денег, за рубеж — это совсем неправильно.

----------------------------------------

Кстати

Заготовка лома цветных и черных металлов — лицензируемый вид деятельности. Лицензии имеют предприятия, входящие в государственное объединение «Бел­втормет», и предприятия Белкоопсоюза. Кроме этого, с 2008 года при условии получения лицензии лом аккумуляторных батарей разрешено заготавливать предприятиям, которые реализуют эту продукцию. УП «Белцветмет» заготавливает более 70 процентов лома аккумуляторных батарей в Беларуси, остальные 30 % — предприятия Белкоопсоюза.

----------------------------------------

В тему: «Ласточку» — на вторсырье

В нашей стране владельцы «убитых» автомобилей не стесняются бросать свой автохлам просто на улице, где он счастливо догнивает. За рубежом такое невозможно: хозяина быстро найдут и заставят заплатить штраф за неправильное хранение или утилизацию автомобиля. Государство регулирует наличие старых автомобилей в эксплуатации, и там просто невыгодно содержать машину возрастом старше, например, десяти лет. Ведь старый автомобиль не соответствует постоянно ужесточающимся экологическим требованиям.

В западных странах уже при проектировании новой модели автомобиля в нее изначально закладываются возможности утилизации. Все детали производят из материалов, легко поддающихся переработке. В результате, когда владелец захочет избавиться от своего авто, он просто пригоняет его в специализированный центр. Причем, как правило, утилизацией конкретной марки машины занимаются именно специалисты компании-производителя.

Машину в центрах утилизации разбирают на отдельные узлы и даже «винтики». Часть узлов отправляется в переплавку, часть реставрируется и устанавливается на новые машины.

Из старой резины на Западе выплавляют резиновые коврики и брызговики для новых автомобилей. Кроме того, резина используется в дорожном строительстве для лучшей амортизации. Легко поддаются переработке стекла (даже битые), провода и автомобильное масло. А в Японии научились из использованного автомобильного масла делать новое — для «слабеньких» машин.

----------------------------------------

На снимках: Андрей Фролов привез старый аккумулятор в Гатово; 200-тонная куча аккумуляторов собралась всего за две недели.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter