Лукашенко: запуск первой очереди новой линии метро – это показатель нашей социальной и политической устойчивости

Локомотив в уверенное завтра

Любая нация сильна прежде всего своими традициями. У нас сложилась такая: в первой декаде ноября дарить народу солидные и весьма востребованные подарки. В этом году одним из них стала первая очередь третьей линии Минского метрополитена. Для пассажиров она открылась в 12:30 7 ноября. Днем ранее готовность объекта к пуску проверил Президент. Александр Лукашенко особо подчеркнул:


— Всем спасибо, кто строил. Вы настоящие созидатели, ибо вы трудитесь во благо людей… В этот сложный год ничто не остановило вас: ни пандемия, ни призывы к забастовкам. Потому что вы были заняты делом, как и большинство белорусов, благодаря которым страна живет, развивается, становится уютнее и краше. Так будет всегда (даже если кому-то этого не хочется), если мы хотим быть суверенными и независимыми. Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро — это показатель нашей социальной и политической устойчивости. В это время такие государства, как мы, подобных объектов не создают.

Широкий ракурс

Четыре новые станции теперь интегрированы в единую подземную транспортную систему с двумя действующими линиями. Это «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». Кстати, на строительстве первой очереди было задействовано более трех тысяч человек.

Глава государства начал знакомство с новой магистралью на «Ковальской Слободе». Поинтересовался, как строилась третья линия, как проявило себя закуп­ленное оборудование, особенно проходческий щит «Алеся».


Известно, что во время каждого мероприятия Президент не ограничивается лишь его тематикой. Вот и на этот раз торжество стало поводом заодно и поинтересоваться социально-экономическим развитием Минска в целом.

Столица держит марку. За девять месяцев ее валовой внутренний продукт составил 98,4 процента к уровню прошлого года. Серьезный показатель при общемировом падении такого параметра. Тем не менее ставится задача выйти на 100 процентов по итогам года. Об этом доложил Александру Лукашенко председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев. 

Важна тема цен, особенно на продовольственные товары. Как напомнил Владимир Кухарев, в городе проводятся сельскохозяйственные ярмарки, пенсионерам и инвалидам продукты доставляют на дом. Глава государства подчеркнул: молодцы, ярмарки необходимо проводить. И добавил:

— Обязательно надо помочь пенсионерам, ветеранам. Они в данный момент оказались нашей опорой. Я подписал указ о повышении, хоть немножко, пенсий. Так, чтобы реально пенсии не упали. Пенсионеры — это святое... Поэтому мы их как-то должны поддерживать, как бы ни было тяжело.


Что касается метро, то за первой очередью последуют следующие. Ближайшая перспектива — строительство еще трех станций в слуцком направлении, передача которых под отделку планируется уже в марте следующего года. Затем строительство развернется в сторону микрорайона Зеленый Луг. А скоро начнет застраиваться и север Минска, поэтому Александр Лукашенко предложил сделать небольшое соответствующее ответвление. В дальнейшем четвертая линия закольцует все станции.

— Тогда можно вас и распускать, — в шутку обратился к метростроевцам Глава государства.

И уже всерьез Александр Лукашенко отметил:

— Надо сейчас осваивать наземное метро. 


По словам Президента, нам надо «выскочить», допустим, за Уручье, выйти наверх и уходить в Смолевичи.

Еще одно требование ­Президента — уходить от использования двигателей внутреннего сгорания. Начать с Минска. 

— Надо спокойно, постепенно переходить на электротранспорт. Ибо травим людей, — рассуждал Глава государства.

Возможности для этого есть: МАЗ и «Белкоммунмаш» производят всю линейку аккумуляторов. В следующем году весь транспорт будет обеспечен батареями белорусского производства.

— Надо привести в порядок трамвайные пути, чтобы они были бесшумными. Хорошие же трамваи производим, и это хороший транспорт. Трамваи — это будущее. С вводом в строй атомной станции ­электроэнергии будет предостаточно. Наши протестуны плачут, что некуда ее девать. Слушайте, как некуда девать электроэнергию? Нам еще надо одну такую станцию построить, чтобы уйти от зависимости по углеводородам. 

Метро не сразу строилось

Во время общения с работниками метро и метростроителями Александр Лукашенко не скрывал эмоций:

— Это проект долгожданный. С момента пуска и до настоящего времени метро белорусской столицы прошло большой путь длиной в 37 лет. Экономичный, скоростной, а самое главное, что очень важно сегодня, — экологически чистый — этот вид транспорта стал самым массовым и популярным. В общем-то, народным. 


В этом масштабном транспортном проекте у Александра Григорьевича действительно немало личного: сюда вложена и частица его труда — Президент работал на объекте во время субботника. Это если говорить о труде физическом. А о поддержке с уровня Главы государства можно судить из истории вопроса. Александр Лукашенко напомнил, что в свое время ему пришлось принимать принципиальное решение о том, продолжать ли развитие этого вида транспорта:

— Была идея в середине 1990-х, после распада Союза, когда было тяжело, прекратить в Минске существование метрополитена.

Однако, несмотря на трудности, удалось достроить новые станции второй ветки, уточнил Глава государства:

— И тогда был серьезно поставлен вопрос: а что дальше? Мной было принято решение, которым я горжусь до сих пор. Я сказал: метро у нас будет, метрострой мы разрушать не будем. Ведь немного городов в мире и тогда, и сейчас занимается строительством метро. И мне стало жалко. Если мы прекратим, не будет этой великой школы. А это сопоставимо с космосом, только под землей, это высший уровень строительства, здесь инновации, новейшие технологии.


В 2012 году приняли решение о строительстве третьей линии метро. Однако Президент потребовал сделать это за непродолжительное время. Поэтому по его поручению была приобретена специальная машина «Алеся», с появлением которой темпы проходки туннелей увеличились в несколько раз.

Созидательный труд — в почете

Президент сердечно поблагодарил всех, кто проектировал и строит новую ветку: за скорость исполнения, качество работы и соответствие современным стандартам, эстетику оформления станций.

Отдельно Глава государства отметил безопасность третьей линии. Она оснащена защитными ограждениями из прозрачного стекла. Все сделано с заботой о пассажирах.


Президент убежден, что созидательно настроенных людей в белорусском обществе очень и очень много. К ним обращены такие слова Главы государства:

— Таких, как вы, трудолюбивых и порядочных людей, в нашей стране абсолютное большинство. Да и те, кто еще вчера колебался, уже увидели лицо нашего «майдана» во всей красе, сделали соответствующие выводы и уже требуют от меня навести порядок. Разумные люди хотят безопасности, стабильности, спокойного эволюционного развития и спокойных перемен, которые вы сможете выдержать. Не забывайте: перемены — это серьезная ломка. Вопрос только в том, это будет ломка кардинальная или эволюционная, спокойная. К какой ломке вы готовы, так и будет. 

Александр Лукашенко добавил:

— Мы достроим третью ветку, на которой может быть до 17 станций. И моя мечта, может, хотя бы начать мегапроект по строительству четвертой линии метрополитена — кольцевой, которая разгрузит Минскую кольцевую автодорогу. Благодаря этому в обозримой перспективе будут созданы полноценные транспортно-пересадочные узлы между всеми видами городского и пригородного транспорта. Думаю, вы знаете об этой идее. Мной давно поручено разработать этот проект.


На маршруте

Генеральный директор ­«Минскметростроя» Леонид Стухальский вручил Президенту символический ключ от четырех новых станций. Александр Лукашенко передал его директору Минского метрополитена Владимиру Сотникову. Руководитель предприятия пригласил Президента открыть движение новых поездов по третьей линии. 

Символическую красную ленту вместе с Главой государства перерезали председатель Совета Республики Национального собрания, уполномоченный по Минску Наталья Кочанова, председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, Владимир Стухальский и Владимир Сотников. А после все присутствовавшие зашли в стоящий на платформе новый состав. К слову, тоже отечественного производства. Детище резидента СЭЗ «Минск» ЗАО «Штадлер Минск» — белорусской компании со швейцарским капиталом. Еще одна новая школа для наших специалистов.

Александр Лукашенко посмотрел, как выглядят станции, интересовался ходовыми характеристиками нового поезда.

Функциональность и аккуратность, экономичность и красота, но при этом отсутствие излишеств — оформление четырех новых станций Александр Лукашенко оценил высоко.

— Чисто белорусский стиль! — похвалил он.


Внимание Президента вместе с тем было обращено и на то, как сработали строители. На перегоне между станциями «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь» Глава государства завел разговор о компетенциях и навыках наших специалистов. Подчеркнул, когда бывает за рубежом, часто сравнивает:

— Что все-таки для страны лучше: то, что у нее углеводородов море, или то, что она умеет все делать? Мне кажется, если ты умеешь все делать, — в этом будущее. Углеводороды уйдут, есть атомная станция, ветряки, солнечная энергия… Энергию мы найдем, человечество к этому идет, а вот компетенции, мозги — это главное.

И правда, делать в нашей стране научились даже то, о чем раньше и не задумывались. На станции «Вокзальной» председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, к примеру, обратил внимание Главы государства на эскалаторы отечественного производства. За очередной шаг в импортозамещении Александр Лукашенко похвалил, но первым делом все же поинтересовался их надежностью.

— Они прошли все испытания, будем работать дальше, — ответил Кухарев.

Ходовые характеристики и комфорт нового поезда Президент также оценил.

Александру Лукашенко, кстати, доложили: таких составов в ближайшее время планируется закупить 19. 

В память о поездке и об очередной вехе в истории столичной подземки Главе государства подарили книгу о Минском метрополитене.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Глава государства принимал участие в открытии 13 станций метро. Вспомним, что тогда об этом писали СМИ.

♦ «Партизанская», «Автозаводская» (07.11.1997):

«Президент особо отметил, что развитие метрополитена — это наглядное свидетельство позитивных тенденций в экономике нашей республики. Минск — один из немногих городов СНГ, где продолжается строительство метро».

♦ «Могилевская» (05.09.2001):

«Выступая 5 сентября на торжественной церемонии, посвященной открытию станции, ­Александр Лукашенко особо подчеркнул, что метро, по его глубокому убеждению, является локомотивом промышленного комплекса государства».

♦ «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка» (07.11.2005):

«Когда мне предлагали закрыть метро, я принял решение развивать метрополитен дальше. У нас создана одна из лучших школ в этой сфере в бывшем Советском Союзе. Наши люди должны жить в красивой цивилизованной стране. И в этой стране обязательно будет развиваться метрополитен. А строители метро будут пользоваться государственной поддержкой».

♦ «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» (06.11.2012):

«Не надо строить дворцы, здесь все должно быть функционально. Надо делать все просто и доступно. А главное, чтобы были чистота и порядок. Не надо никаких излишеств, а материалы надо использовать долговечные… Метрострой должен не только сохраниться, но и постоянно расти, в том числе за счет экспорта услуг».

kryat@sb.by

deu@sb.by

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА и Сергея МИЦЕВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter