Во Дворце искусств проходит персональная выставка известного белорусского художника Валерия Славука

Лохматые и бородатые

Открытие персональной выставки Валерия Славука во Дворце искусства прошло традиционно: добрые слова, пожелания, цветы, фотосесcии с мэтром и на фоне его работ.


Было много молодежи, что неудивительно — Славук профессор нашей академии.

Никогда еще автор не показывал свое творчество в таком объеме, так полно и масштабно. Говорить о работах можно долго и увлекательно, они того заслуживают.

Но... Чтобы понять, чем Валерий Славук замечателен, уникален и не похож на других белорусских, да и не только отечественных графиков и о чем он рассказывает зрителю, следует представить вот какую ситуацию...


Поздней осенью вы заблудились в лесу. Шли–шли, смотрели под ноги, а когда остановились, то поняли, что места вокруг незнакомые, чужие, а тут смеркается, туман по земле стелется. Вас охватывает паника, сердце колотится, руки холодеют, а в карманах даже спичек нет... Идете все быстрее, спотыкаясь о корни, падая лицом в мох, подхватываетесь... Кричите осипшим голосом, а крик улетает в густые кустарники со странными ягодами, а назад даже эхом не возвращается...

Ходите, бродите кругами, а потом что–то на тропинку похожее замечаете, идете по ней и оказываетесь на каком–то болоте. Под ногами земля качается, и вдали осины черные колышутся. Вы кричите, а в ответ хихиканье дикое и стоны странные. Тут вы к дереву прислоняетесь, обхватываете его руками и решаете рассвет ждать, всю долгую ночь на болотной кочке сидеть.

Вот этой ночью вы и увидите, ощутите все самое невероятное и фантастическое. О чем слышали, но чему не верили, так как думали, что все это сказки древние, придуманные тысячу лет назад и лишь затем, чтобы детей несмышленых пугать.

Валерий Славук улыбается редко, и улыбка у него детская, обезоруживающая. Он может рассуждать о чем–то серьезном, а потом засмеется. И ты, глядя на художника, развеселишься.


Книги, им оформленные, очень любят дети. Они с каким–то пристальным вниманием рассматривают странные создания, с большим мастерством и невероятными подробностями изображенные художником. Лохматыми, бородатыми, босыми предстают эти мифические существа перед нами.

Кто они? Как называются? Кому служат? Задают вопрос дети, которые и читать толком не умеют. Их имена и род занятий каждого из существ были известны нашим далеким предкам, записаны собирателями фольклора, но вот как они выглядят, того никто толком не знал. Ровно до тех пор, пока ими не занялся Валерий Славук. Всех — больших и малых, страшных и веселых он изобразил очень подробно, создав энциклопедию всякой болотной, лесной, домашней и подземной нечисти. И теперь мы не только знаем, кто такие Аржавень, Баган, Бадзюля, Баламутень, Болотник, Вазила, Вужалки, Гапцуки, Ератники, Жевжик, Жыжаль, Злыдни, Зюзя, Кумельган, Опивень, Поветник, Стрига, Хапун, Хихитун, но можем их всех видеть на страницах книг и офортах мастера.

А ведь им поклонялись наши далекие предки еще в дохристианские времена. Именно их пытались задобрить, оставляя подарки и угощения.

Валерий Славук занимается белорусскими народными сказками, легендами, мифологией. Он существует в своем сказочном и загадочном мире, населенном непонятными существами. Рассматривать его утонченные и очень артистичные офорты можно долго. Задавая себе, как в детстве, многочисленные вопросы: зачем, откуда, почему, кто это? Что они делают под деревом, на поляне, на берегу озера? И так же, как в детстве, когда читаешь страшную сказку (чем страшнее, тем интереснее), волнуешься, переживаешь, живешь... И не хочешь, чтобы эта страшная сказка заканчивалась...


Мне думается, что литературоведческий термин «магический реализм» применим и к тому, что делает белорусский график Валерий Славук. Несуществующее, фантастичное и сказочное, то, чего никто не видел, он изображает очень реалистично. И это сочетание реализма и фантазии дает возможность художнику создать свой уникальный мир — чудесный и реальный. Рассматриваешь большие офорты и погружаешься в непонятное состояние, когда не понимаешь, сон это или явь...

Валерий Славук в своем роде уникальный и непревзойденный художник. Снег на его работах рыхлый и тяжелый, вода темная и холодная, кора деревьев шершавая, выпавшее из птичьего крыла перо легкое, а осенние листья шуршат... Это правда, от его офортов исходят звуки: что–то булькает, вздыхает, стонет, шипит...

Его необычно большие офорты, над каждым из которых он работает долго и упорно, дышат. Кажутся живыми, на глазах изменяющимися, как небо или пламя костра. Ими можно любоваться, как поднятым со снега сухим дубовым или кленовым листом.

Над его работами зависаешь в попытке разгадать смысл и тайну. Хотя и понимаешь, что зря тратишь время и энергию. Но что поделать, если офорты таинственны. Все это происходит само собой, как в детстве. Слушаешь сказку и не хочешь, чтобы она заканчивалась.


Написал, перечитал и понял, что и десятой доли того, что хотел рассказать о художнике, не смог. Не перекладывается на слова изобразительное искусство. И чем оно лучше, тем сложнее это сделать.

Сходите и посмотрите выставку! Когда еще появится возможность встретиться в одном месте с таким количеством замечательных работ мастера.

ladzimir@источник

Фото Александра КУЛЕВСКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter