“Лохматая корова”, или Агроэкотуризм по-белорусски

Экологический туризм — самая быстроразвивающаяся отрасль мировой туристической индустрии. Доля этого вида туризма еще в 1989 году составила 10 процентов всего объема туристического рынка мира, а годовой прирост экотуристического продукта — 30 процентов. Успевает ли Беларусь за мировыми тенденциями? Проблемы в сфере агроэкотуризма специалисты Управления делами Президента, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства спорта и туризма, ОО “Агро- и экотуризм”, РТУП “Белинтурист” и другие обсудили на семинаре, организованном Экологическим информационным центром “Эко-Инфо” Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси.

Зачем иностранцу наша “вёска”?
Не так давно Беларусь посетил известный американский эксперт в области организации и менеджмента агроэкотуризма. Еще на родине он решил поискать информацию о рекреационных возможностях нашей страны и нашел несколько информационных сайтов. Однако вместо живописных ландшафтов, уникальных памятников природы или достопримечательностей, сотворенных человеком, главную страницу сайта украшал, по его выражению, портрет “лохматой коровы”. Иллюстрации к описанию усадеб больше отражали внутреннее убранство номеров и наличие теплых туалетов, а не богатство природы и культуры Беларуси. Возможно, для белорусских туристов такой сервис действительно в новинку, однако для привлечения зарубежных гостей нужны другие выразительные средства. Большинство иностранцев понятия не имеют о том, что зубр — символ Беларуси, наша гордость, и это нужно учитывать при подаче информации о нашей стране.
В ответ на эти замечания завсектором развития туризма управления охраняемых и природных комплексов и природопользования Управления делами Президента Галина Забурьянова отметила важность проблем позиционирования страны и создания туристического бренда. “Какие услуги рекламируют наши турфирмы, участвуя в международных туристических выставках? Они предлагают Турцию, Грецию, Египет... Это вопрос деловой этики. Прежде всего мы должны представлять ресурсы белорусского туризма”, — считает она.
Что именно может заинтересовать иностранцев, какие нюансы предоставляемого турпродукта повлияют на их выбор? Галина Забурьянова подчеркнула, что главный наш козырь — дикая природа в центре Европы. Возможности огромные: экологические тропы по заповедным местам (естественно, экологическая нагрузка от тургрупп должна быть просчитана специалистами, чтобы не навредить природе), экологические маршруты по рекам, озерам. При этом нужно оборудовать места остановок, информационные стенды, беседки и обязательно — смотровые площадки. “Туристы хотят привезти домой хорошие фотографии. В альбоме известного фотохудожника Браславские озера действительно великолепны, но заросшее озеро из неприспособленного места турист так запечатлеть не сможет”, — констатировала Галина Забурьянова. По ее мнению, привлекает туристов и возможность увидеть диких зверей. Содержание животных в вольерах Березинского заповедника, Беловежской пущи — дорогое удовольствие, однако оно того стоит.
Зарубежных гостей могут заинтересовать музеи природы, озер, народного творчества — все это должно объединяться в своеобразный комплекс. У туриста должна быть возможность поучаствовать в виртуальной экскурсии по Беловежской пуще, купить на память научно-популярный фильм о наших уникальных национальных парках и заповеднике, диск с электронной презентацией... Народные умельцы могут устраивать мастер-классы по плетению из соломки, художественной росписи. Иностранцев можно приглашать и в “кулинарные туры” по Беларуси, потчуя их блюдами, характерными для того или иного региона: испеченным на кленовых листьях хлебом, выловленной и запеченной щукой, олениной... Если все предложенное удастся воплотить, Беларусь действительно станет туристической “конфеткой”.
Нужны “проводники”!
Сейчас работа по созданию инфраструктуры экотуризма, можно сказать, только начинается. Главный специалист отдела заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Трафимович отметила, что для улучшения управления и использования заказников уже создано 20 государственных природоохранных учреждений. Они призваны защищать охраняемые территории, а в будущем организовать инфраструктуру и вести экотуризм. На природоохранные мероприятия, оплату труда специалистов, развитие и благоустройство территории Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды тратит немалые суммы. Изначально предполагалось, что затраты окупятся за два года, но, возможно, на это понадобится больше времени, сообщила Татьяна Трафимович. Пока и государственные природоохранные учреждения, и усадьбы испытывают дефицит кадров с образованием в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Во втором случае без такого специалиста в штате невозможно получить лицензию! И это серьезная проблема, которую нужно решать централизованно, организуя подготовку кадров и курсы повышения квалификации.
А что же белорусские туристы? Успели ли они распробовать новый турпродукт? По словам председателя правления общественного объединения “Агро- и экотуризм” Валерии Клицуновой, в нынешнем году в усадьбах погостили около 5 тысяч любителей отдыха на природе, 5—10 процентов из них — зарубежные гости. Иностранцы узнают о наших предложениях на международных выставках — к примеру, в Ганновере, Берлине перспективами сотрудничества интересуются британцы, немцы... Если люди из других стран приезжают погостить к родственникам или друзьям в Беларусь, предложение на денек-другой выехать за город, насладиться белорусской экзотикой и получить незабываемые впечатления — очень удачная идея. “Показательно, что этот вид отдыха выбирают не только люди, ограниченные в финансах, — из-за относительной дешевизны, но и довольно обеспеченные белорусы. Каждый выбирает усадьбу по своему вкусу. Обычно у агроэкотуристов устанавливаются хорошие отношения с хозяевами, и многие с удовольствием приезжают к ним снова”, — поделилась наблюдениями Валерия Клицунова.
Бубны, ложки, пение — чем не развлечение?
Председатель правления общественного объединения “Агро- и экотуризм” отметила, что сейчас в Беларуси уже около сотни усадеб, ориентированных на туризм. И хозяева практически каждой из них стремятся найти оригинальную “фишку”. Иностранцам очень нравится копаться на грядках, их удивляют “дрессированные коровы, которые по утрам сами куда-то уходят, а по вечерам возвращаются”. Кроме подобной “экзотики” туристам предлагают сплавы на байдарках, велосипедные экскурсии по окрестностям... Зачастую местные жители гораздо интереснее профессиональных экскурсоводов рассказывают местные легенды и предания.
Есть усадьба, специализирующаяcя на водных видах спорта — кайтинг, виндсерфинг. Белорусские озера привлекают любителей рыбалки. Одна из хозяек “изюминкой” своей усадьбы сделала белорусскую кухню. В отдельном деревянном домике для нее сложили большую русскую печь, и там хозяйка колдует над национальными угощениями. Вот где можно устроить праздник живота! Здесь же хозяйка при желании может устроить мастер-класс.
Другие хозяева усадьбы придумали музыкальную программу — пение частушек. Иностранцам раздают текст, написанный на латинице. Некоторые специализируются на подготовке старинного обряда празднования свадьбы с соблюдением всех традиций и катанием на телегах. Многие сельские жители смогли благодаря развитию агроэкотуризма раскрыть свои таланты, ведь создание усадьбы действительно дает простор творчеству.
Что лучше — заграничный курорт или “родная хатка”? Ответ не так уж очевиден...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter