Логистика: образование и практика

Рынок логистики в Беларуси развивается стремительными темпами...

Рынок логистики в Беларуси развивается стремительными темпами, чему в первую очередь способствует рост торговли и грузовых перевозок. Логистика решает задачи по оптимизации процессов снабжения, производства, распределения, складирования, транспортировки, то есть охватывает весь круг вопросов, связанных с перемещением материальных потоков как в пределах предприятия, так и между его поставщиками, посредническими фирмами и распределительной сетью. Понятно, что такого уровня решения для организаций потребительской кооперации являются крайне актуальными, если учесть многоотраслевой характер системы, где оптимизация схем продвижения продуктов и товаров предопределяет ее эффективность.

В Республике Беларусь до 2009 года наблюдалась тенденция роста объемов производства и развития экономики в целом. Однако в силу объективных причин, в связи с общим изменением экономической ситуации в мире темпы роста экономических показателей будут замедляться. Поэтому необходимость оптимизации затрат становится еще более актуальной. Одним из условий распространения концепции логистики в Беларуси как основы построения бизнеса является готовность белорусских менеджеров и предпринимателей к изменению отношения к подбору кадров и их компетенции, в том числе и в сфере логистики.

На отечественном рынке образования логистика — одна из самых юных и перспективных специальностей. Практически в каждой крупной компании есть менеджер, в чьи задачи входит управление материальными потоками и ресурсами. Нередко он занимает одну из верхних позиций в корпоративной табели о рангах — в зарубежных компаниях, например, пост директора по логистике. Топ-менеджер по логистике решает в компании стратегически важные проблемы товародвижения и управления материальными потоками. Он разрабатывает схемы движения товаров, учитывающие поставки сырья, производство, транспортировку и продажу продукции. От его решений во многом зависит дальнейшее развитие фирмы. Так, по оценкам специалистов, на предприятии, которое грамотно использует сложные логистические схемы, сокращение затрат хотя бы на 3 % приводит к увеличению прибыли на 10—15 %, а снижение логистических издержек на 1 % эквивалентно почти 10 % увеличения объемов продаж. Ввиду этого логистика является очень перспективным и высокооплачиваемым направлением профессиональной деятельности.

По оценкам специалистов, к 2010—2015 годам потребность в дипломированных специалистах в данной сфере будет увеличиваться ежегодно на 10—20 %. В рамках Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года планируется создание большого количества логистических центров и, соответственно, их кадровое обеспечение. Предполагается, что на основе оптовых баз Белкоопсоюза будут также сформированы оптово-логистические центры. В соответствии с Программой развития оптовой торговли в системе потребительской кооперации определены схема товародвижения и товаропроводящая сеть через 15 оптовых торговых организаций, складская площадь которых составляет 200 тыс. кв. м, в том числе 2 республиканские базы: ЧУП «Белкоопторг» и ЧУП «Белкоопвнешторг» и 13 областных баз, которые удовлетворяют потребность системы потребительской кооперации.

Ответом на стоящие перед потребкооперацией сложные задачи является открытие в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации специальности «логистика». Первый набор студентов по ней осуществлен в 2009 году. Университетом проведена основательная подготовка к обучению студентов по специальности. Разработан учебный план в соответствии с образовательным стандартом. Кафедры, осуществляющие подготовку по данной специальности, укомплектованы высококвалифицированными кадрами, имеющими опыт учебной, научной и практической деятельности. Преподаватели прошли стажировки в стране и за рубежом. Усовершенствованы методики преподавания логистических дисциплин. Обновлена материально-техническая база, успешно функционируют специализированные кабинеты автоматизации торгово-технологических процессов и управления продажами. В 2009 году создан филиал кафедры коммерции и технологии торговли на ЧУП «Гомельская универсальная база».

Выпускники вуза по данной специальности смогут работать на производственных предприятиях, в торгово-закупочных и посреднических фирмах, в крупных дистрибьюторских компаниях, в транспортных и экспедиторских организациях. Но следует еще раз подчеркнуть, что основная задача университета — это подготовка высококвалифицированных кадров для системы потребительской кооперации.

В настоящее время в розничной и оптовой торговле потребительской кооперации Республики Беларусь значительно увеличилась номенклатура реализуемых товаров, продолжает расширяться торговая сеть. Перед торговой отраслью поставлена задача создания сетевой торговли. Все это ведет к значительному росту роли логистики и востребованности специалистов в области логистики в потребительской кооперации.

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными организациями —заказчиками кадров, и в первую очередь с молодыми людьми, выбирающими свой профессиональный путь.

Николай ОКСЕНЧУК, декан факультета экономики и учета БТЭУ, к.э.н., доцент

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter