От чего зависит будущее отношений Беларуси и ЕС

Логика взаимных интересов

Визит Президента в Австрию актуализировал тему сотрудничества между Беларусью и ЕС. Переговоры в Вене — это четкий сигнал для всего европейского истеблишмента о том, что с Беларусью можно и нужно иметь дело. А всякое недоверие, предубеждения и санкции лучше оставить в прошлом. И, похоже, все больше европейских политиков в своих решениях и действиях руководствуются здравым смыслом, а партнерство Минска и Брюсселя набирает ход. Чего же больше в этих отношениях: политики или экономики? И в чем заключается взаимный интерес друг к другу?

pixabay.com
Бизнес границ не знает

Евросоюз известен сегодня как самый емкий рынок в мире. Совокупный валовой национальный продукт стран — участниц объединения даже выше, чем у США. Директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов видит в этом основное конкурентное преимущество ЕС по сравнению с другими странами и объединениями:

— Поэтому у Беларуси обычный интерес — получить доступ к этому огромному рынку. Однако войти на него непросто, так как действует множество самых разных ограничений. И в основном они являются рукотворными. Поэтому просто производить конкурентоспособную продукцию недостаточно. Необходима активная работа по снятию барьеров. Но европейский рынок нужен нам не только с точки зрения сбыта продукции. Дело в том, что у нас большое отрицательное сальдо во внешней торговле с Россией. Эта проблема, кстати, характерна почти для всех стран, которые торгуют с Россией, в силу высокой доли сырья в российском экспорте. Компенсировать этот дефицит можно поставками готовой продукции на рынок ЕС. И это еще одна причина, почему для нас очень важно иметь доступ к европейскому рынку.

Конечно, чтобы на этом рынке существовать, надо обязательно развивать передовые технологии и инновации, которые приходят в экономику вместе с инвестициями. У нас много совместных предприятий с той же Австрией, Германией, Италией.

— Но европейский рынок в технологическом плане — сложная вещь, — считает Юрий Шевцов. — И там надо искать точки входа. Скажем, в сотрудничестве с Литвой или Польшей нет таких точек, поскольку эти страны в европейском масштабе не очень развиты технологически. А вот партнерство со странами старой Европы дает шанс, надежду и результат. К слову, еще в советское время с участием Австрии в Беларуси был построен металлургический завод в Жлобине. При том, что у нас нет своего сырья и его приходится заво­зить, это предприятие весьма развитое и технологически продвинутое, и его продукция нарасхват в мире, в том числе в ЕС.

Брюссель в не меньшей степени заинтересован сотрудничать с Беларусью. Бизнес границ не знает и идет туда, где ему выгодно работать. Географическое расположение нашей страны, политическая стабильность и отсутствие гражданских конфликтов, высокий промышленный и кадровый потенциал — это то, что привлекает зарубежных бизнесменов к нам. Не стоит сбрасывать со счетов и ту роль, которую играет Беларусь в укреплении безопасности ЕС. Только за 10 месяцев этого года белорусские пограничники на границе со странами ЕС выявили более полутонны наркотиков. В Государственном пограничном комитете отмечают снижение активности незаконной транзитной миграции. В этом году, например, пограничники задержали 262 нарушителя. Это вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Безопасность — дело общее

И все же, по мнению экспертов, политический фактор играет определяющую роль во взаимоотношениях Беларуси и ЕС.

— У Брюсселя были большие претензии к нам по поводу, как они их называют, демократических ценностей, — пояснил Юрий Шевцов. — Им не нравится высокая степень концентрации власти в Беларуси, сохранение в нашей стране смертной казни. Поэтому они долгие годы сохраняли против нас экономические санкции и всячески пытались добиться изменения власти и отмены смертной казни. Но после начала кризиса в Украине приоритеты изменились. ЕС идет на контакт с нами, приостановлена большая часть санкций против Беларуси, и поэтому стал возможен визит Александра Лукашенко в ЕС.

Завершены также переговоры по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии. Беларусь теперь может сотрудничать с Европейским инвестиционным банком, значительно расширилось взаимодействие с Европейским банком реконструкции и развития.

На такой же прагматичной основе Минск предлагает развивать «Восточное партнерство», в состав которого входят Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина. Этой инициативе исполнилось десять лет. Время немалое, и, наверное, хотелось бы большей отдачи от этого объединения. Не случайно министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей на юбилейных торжествах в Швеции представил предложения по развитию этой инициативы на период до 2030 года. Глава МИД особо подчеркнул целесообразность упрощения Евросоюзом процедур доступа товаров из стран «Восточного партнерства» на европейский рынок, усиления производственной кооперации между предприятиями стран, входящих в ВП.

— Главный итог минувшего десятилетия в том, что «Восточное партнерство» сохраняется, — полагает учредитель и директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений ­Прей­герман. — Потому что все те события, которые произошли после 2009 года, ставили под угрозу изначальную идею ВП. Значимость ее в том, что она объединяет государства, у которых много общего, но они уже не имеют возможности работать в рамках постсоветских интеграционных объединений. Сам факт участия в этой инициативе Беларуси и наша позиция, что ВП не должно быть геополитическим мечом против России, играет стабилизирующую роль. Потому что в каких-то моментах Украина или Грузия были бы заинтересованы в хлестких формулировках итоговых резолюций. Но чей бы безопасности эта хлесткая формулировка помогла? Для Беларуси это принципиальный момент, потому что наша страна не может участвовать ни в каких геополитически разделяющих инициативах. Это фактически будет против наших интересов. И если есть хоть какая-то возможность сбить пыл и наполнить декларации осязаемым сотрудничеством, конкретными экономическими проектами, надо это использовать.

Шанс на сближение

Эксперты обращают внимание и на разнородность самого ЕС. Там есть страны более лояльные к Беларуси — Австрия, Германия, Италия. И есть, например, Литва, Польша, которые настроены очень жестко к нам. По мнению Юрия Шевцова, действовать в этом случае надо ситуативно, и единая стратегия здесь пока невозможна:

— Дело в том, что восточноевропейцы (Польша, Литва, Латвия) в отличие от «старожилов» единой Европы значительно более критично относятся к России и боятся ее. Поэтому мы попадаем, с одной стороны, в поле этих страхов, а с другой — оказываемся в поле симпатий к России со стороны Австрии, Италии, Франции. Это не очень устойчивая позиция. Ведь сегодня в Италии, Австрии одни люди у власти, завтра — другие. Но иного выхода у нас нет. Для Польши и Литвы мы прежде всего являемся союзником России, и они стиснув зубы идут на сотрудничество с нами сегодня. А вот в отношениях с отдаленными странами ситуация другая. Если в Австрии есть некая симпатия к нам, традиционная, возникшая еще с советских времен, надо этим пользоваться, что и делает Президент Беларуси.

Может ли стать выходом из этой ситуации налаживание сотрудничества между ЕС и ЕАЭС? Насколько велика вероятность создания единого пространства от Лиссабона до Владивостока в обозримой перспективе? Юрий Шевцов напомнил, что время от времени шансы на сотрудничество ЕС и ЕАЭС возникали:

— Ровно год тому назад шли переговоры на эту тему и готовились решения. Сейчас вопрос тоже актуализируется в связи со сменой руководства Европейской комиссии. Есть надежда, что появится некая вероятность на достижение договоренностей между двумя объединениями. Идти к этому надо и стучаться в эту дверь необходимо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дирк Шубель, глава представительства ЕС в Беларуси:

— На протяжении ряда лет местное и региональное развитие является важной составляющей нашего сотрудничества. Новый проект развития экономики на местном уровне с бюджетом 7,7 миллиона евро реализуется в 12 пилотных районах Беларуси. В настоящее время мы готовим еще две крупные инициативы: «Инструмент эффективного использования ресурсов» в Брестской и Гродненской областях для поддержки энерго- и ресурсоэффективной модернизации государственной инфраструктуры и промышленных предприятий, а также проект Программы региональных инвестиций и конкурентоспособности (BRIC), которая, как ожидается, будет пре­дусматривать внедрение на пилотной основе новых методологий регионального развития и поддержку центров экономического роста в Гомельской, Могилевской и Витебской областях.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter