Вчера состоялось заседание коллегии Администрации Президента

Логика должна быть понятной

Вчера состоялось заседание коллегии Администрации Президента...

Состоявшееся вчера заседание коллегии Администрации Президента было целиком обращено к тому, что в литературе зовется «прозой жизни», а в обычной речи — повседневной государственной заботой о гражданине. Противоречия здесь нет. Суть и смысл социальной политики заключается в том, чтобы для человека, населения, общества — кому как больше нравится! — власть создавала условия, при которых торжествует социальная справедливость и жизнь устраивается разумно и цивилизованно. Если свести эту формулу к еще большей краткости, то она будет выглядеть так — граждане доверяют избранной ими власти, потому что уверены: власть делает все возможное для того, чтобы существовала гармония между гражданами и государством.


Все политические системы мечтают о такой гармонии.


Получается это далеко не всегда.


Белорусская власть свою заботу об улучшении жизни граждан демонстрирует не декларациями, а делами. Всегда ли все получается? Нет, конечно, потому что жизнь «богаче» представлений. Свои жесткие коррективы в экономическую и политическую картину мира вносят множество факторов, начиная от понятных сюрпризов погоды, заканчивая загадочными мировыми финансовыми кризисами. А кроме того, случаются ошибки в планировании, технологические отставания, пресловутый человеческий фактор... Среди множества причин трудностей есть и одна, особенная — вялость и неуклюжесть управленческого аппарата, традиционное стремление чиновничества проявлять излишнюю заботу в отношении собственного комфорта и благополучия, без оглядки на результаты такой «деятельности». Проще — приверженность к экстенсивному стилю работы, когда то, что может сделать один столоначальник, делают с натугой пять...


Да, в последние годы было проведено много системных мероприятий по дебюрократизации: были существенно упрощены многочисленные административные процедуры в исполкомах, появилось «одно окно», каждый случай волокиты и чванства принципиально рассматривается на самом высоком уровне.


Но так называемые «мелкие проблемы» остаются. Надо ли говорить, что именно они вызывают раздражение людей, негативное общественное мнение, в определенной степени снижают авторитет местной власти? Это происходит потому, что немалое число больших и малых начальников время от времени впадают в своеобразную амнезию, напрочь забывая, что главная доблесть их должностей заключается в том, чтобы день за днем делать жизнь белорусов более чистой, комфортной и постоянно создавать условия для того, чтобы каждый человек мог успешно самореализовываться, делая тем самым более сильной всю страну.


Пожалуй, что в этих вот мыслях и заключался дух заседания коллегии. Рассматривалось три вопроса, каждый из которых, возможно, не претендовал на «глобальность», тем не менее был актуальным и важным, поскольку касался жизни и настроения людей. То, о чем нередко говорит Президент, обращаясь к управленцам: «Надо идти от жизни!» — стало быть, не витать в административных облаках, а глубоко изучать обстановку, знать настроение людей и компетентно, современно откликаться на их конкретные нужды. Только так! Проблемные вопросы, подлежащие рассмотрению, касались работы госорганов с населением Минска и Минской области. Но надо полагать, что аналогичные проблемы существуют и в других областях страны.


Председательствующий на заседании Глава Администрации Андрей Кобяков сразу же обозначил логику заседания:


— Анализ и принятие решения!


В докладе заместителя Главы Администрации Валерия Мицкевича были обозначены три «болевые точки» — определенная забюрократизированность процесса госрегистрации субъектов хозяйствования, вызывающая нарекания деятельность органов ЗАГС, проблемные вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных домах. Именно эти вопросы уже довольно длительное время находятся в фокусе внимания общественности, СМИ, подвергаются критике и потому потребовали решительного вмешательства Администрации Президента. Все дело в том, что после проведения известных мероприятий по сокращению госслужащих местные власти, привыкшие, как уже было сказано, работать в облегченном режиме и «большими силами», несколько растерялись и не смогли эффективно отреагировать на новую обстановку. В исполкомах опять появились очереди, люди, желающие зарегистрировать бизнес, стали жаловаться, а персонал исполкомов начал изыскивать некие «резервы», которые чаще всего предполагали привлечение госбюджета. Отчасти это было вызвано и тем, что в процессе сокращения аппарата были допущены определенные перекосы — при «портфелях» остались многие управленцы «широкого профиля», зато под сокращение попали сотрудники, непосредственно работавшие с населением. Вот пример. Штаты работников, которые занимались регистрацией юридических лиц (при том, что в среднем оптимизация затронула тридцать процентов госслужащих), урезали на 76 (!) процентов. Впрочем, это тема отдельного разговора... Коллегия внимательно выслушала все доводы представителей горисполкома, Министерства юстиции и постановила существенно изменить стиль работы. Срок дан конкретный — май, определены и персонально ответственные за исполнение этого поручения.


Второй вопрос был также максимально приближен к жизненным реалиям — работа ЗАГСов. К сожалению, в некоторых учреждениях системы проблемой стало даже получение свидетельства о рождении. Еще больше жалоб поступает о том, что желающим торжественно зарегистрировать брак предлагают в нынешнем октябре записываться на август будущего года. Безусловно, эту парадоксальную картину нельзя упрощать и видеть только в черно–белом цвете. В принципе, желающие «расписаться» в обычном районном ЗАГСе Минска могут сделать это быстро и без особых хлопот. Но сложились определенные традиции, когда молодожены хотят совершить этот акт во Дворцах бракосочетаний, немало тех, кто проживает не в Минске, но «расписаться» хочет именно в столице, а «гулять» свадьбу у родителей в провинции — да мало ли здесь различных коллизий, которые меж тем в особо «привлекательные сезоны» (июнь, июль, август, сентябрь) создают дикую нагрузку и ажиотаж во Дворцах бракосочетаний. Это нравится не всем, в руководящие госорганы поступают жалобы. Как навести здесь порядок, что можно сделать и для молодоженов, и для «заваленных» работой сотрудников ЗАГСов? Было высказано немало дельных, интересных и толковых предложений, вполне отвечающих контексту нашего времени. Например, если есть желающие сделать из своего бракосочетания костюмированное представление — с рыцарями, конными оркестрами, в городской Ратуше и т.п., — подобные возможности могут быть созданы, но, естественно, не бесплатно... Деталь, кстати, обратившая на себя внимание. Сегодня государство в лице госорганов, всемерно демонстрируя делом заботу о гражданах, не должно быть в подобных случаях всего лишь дойной коровой и закрывать глаза на расцвет потребительских настроений — там, где государство обязано исполнять свои социальные обязательства, там они должны выполняться в полном объеме. Но жаловаться на то, что «роспись» прошла без сопровождения симфонического оркестра, бессмысленно... За роскошь надо платить! Тем не менее стиль работы системы органов ЗАГС будет решительно изменен к лучшему. И опять же назначен конкретный срок для доклада об этом на коллегии, определен круг персонально ответственных за это людей. И наконец, такая малопонятная, но вызвавшая шумный общественный резонанс идея Министерства ЖКХ, которая касается возможной перепланировки квартир в жилых домах. Надо думать, что коммунальники исходили из лучших побуждений, когда выдвинули идею обязательного согласования жильцов с ЖЭСами ремонта половых настилов, переносов умывальников и т.д. Хорошо ведь известны случаи, когда какой–нибудь предприимчивый жилец, желая улучшить интерьер, разрубает вентиляционную шахту и втискивает туда свой холодильник. Красиво! Зато соседи сверху и снизу начинают задыхаться. А кто–то вместо стандартного полотенцесушителя ставит новомодный мощный сушильный агрегат и тоже очень доволен собой... Правда, в десятке других квартир исчезает горячая вода. Либо сделают из обычного балкона стеклянную оранжерею и изуродуют весь внешний вид красивого дома. А то еще начнут экспериментировать с капитальной стеной. Тут и до большой беды недалеко. Так что коммунальники решили формализовать этот стихийный процесс, обязав граждан согласовывать любую телеантенну либо калорифер с ЖЭСом. Хотели как лучше. Получилось не очень. Тем более что, придумав «строгости», разработчики совершенно не предусмотрели механизм контроля, а это напоминает известный принцип: «главное прокукарекать, а там хоть и не рассветай». Подобный бумаготворческий стиль был резко раскритикован как Главой Администрации, так и выступавшими членами коллегии. Общая мысль такова: нельзя, безусловно, пускать важные проблемы, затрагивающие быт людей, на самотек, но не следует увлекаться голым администрированием. И вообще: перед обнародованием того или иного нормативного акта разработчикам следует иметь в виду кроме всех экономических резонов и отношение к этому общественного мнения. Главное ведь, чтобы любые мероприятия госорганов были понятны населению, поскольку они логичны, продуманны и несут людям очевидную пользу. Коллегия Администрации Президента постановила министерствам ЖКХ, юстиции, строительства в течение двух месяцев представить документ, который положит конец незаконным «художествам» некоторых владельцев квартир, но и избавит порядочных людей от мелочной опеки. Это должен быть понятный, простой, удобный людям и максимально устраняющий из процесса чиновничий эгоизм документ. В моем блокноте остались слова Андрея Кобякова, адресованные работникам коммунальных служб: «Это сложная работа. Но эта работа в интересах людей. Ради этого Минжилкомхоз и существует».


Советская Белоруссия №206 (24343). Четверг, 31 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter