Логика аксиомы

Опубликованный в "СБ" материал Всеволода Волкова "Рыть или не рыть?" затронул весьма актуальную проблему исполнения законодательства об охране историко-культурного наследия.
Опубликованный в "СБ" материал Всеволода Волкова "Рыть или не рыть?" затронул весьма актуальную проблему исполнения законодательства об охране историко-культурного наследия. 10 лет назад принят Закон Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия", заменивший ранее действовавший аналогичный акт - "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Существуют также соответствующие нормативы по разработке научно-проектной документации на выполнение работ на историко-культурных ценностях либо в зонах их существования.

Не случайно такие проекты именуются научными. Приступая к работе, специалист-реставратор должен всесторонне изучить время возникновения памятника прошлого, вникнуть в суть культурных, экономических, политических процессов того периода, по возможности понять устремления автора произведения, ставшего, по сути, документальным свидетельством ушедшего времени.

В ходе работы выявляются более поздние привнесения, определяются ценные качества, среди которых особое внимание приобретают аутентичные элементы. При этом окончательные решения во многих случаях принимаются коллегиально, что позволяет до минимума свести возможность ошибки. Необоснованное изменение отличительных качеств,а также модернизация памятника в равной степени недопустимы, ибо приводят к его фальсификации.

Закон "Об охране историко-культурного наследия" обязывает оберегать и среду существования архитектурных и ландшафтных объектов, охраняемых государством, что предопределено соответствующими международными требованиями.

Разработка научно-проектной документации на выполнение работ на историко-культурных ценностях относится к лицензируемым видам деятельности. К примеру, реставратор, исходя из своей квалификации, не может заниматься проектированием в сфере крупнопанельного домостроения или дорожного строительства. А вот обратное почему-то наблюдается нередко.

Авторский коллектив подготовил весьма добротный проект современного решения городского пространства. Однако проектирование велось в условиях градостроительной ситуации, сложившейся в 50 - 60-е годы на основании комплексной разработки выдающихся архитекторов Москвы и Минска, где ряд зданий включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, а архитектурный ансамбль проспекта Скорины от площади Независимости до пересечения с улицами Варвашени - Козлова - в энциклопедию "Мировая архитектура 1900 - 2000 гг." как одно из высочайших достижений искусства XX века.

Разработка проектной документации благоустройства квартала улицы Ленина, где расположен Национальный художественный музей, происходит по схожей схеме. Лишь на обсуждении уже почти готового проекта в комитете архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома стало известно, что его автор решил коренным образом модернизировать исторически сложившуюся городскую среду в зоне существования нескольких материальных историко-культурных ценностей и зданий, представляющих интерес с точки зрения охраны наследия, действия в отношении которых, а также территорий, к ним прилегающих, определяются законом.

В желании вынести на суд жителей города проектное предложение благоустройства улицы, разработанное архитектором В.Белянкиным, нет ничего необычного. Участие общественности в решении подобного рода вопросов наряду с обеспечением профессионального подхода при их разработке рекомендовано Международной хартией охраны исторических городов. Необычно то, что на суд минчан предлагают материалы, подготовленные, мягко говоря, не в полном соответствии с нормами законодательства. Да и обсуждение, похоже, пытаются организовать по принципу: нравится - не нравится.

Впрочем, удивляться не стоит, если само заседание, явившееся поводом для подготовки В.Волковым упомянутой публикации в "СБ", проходило в доме - памятнике прошлого, ремонт которого выполняется с грубейшими нарушениями законодательства об охране историко-культурного наследия. Замена аутентичной столярки, чудом сохранившейся до наших дней, изделиями из ПХВ, в корне меняющими облик объекта достаточно высокой категории охраны, не была согласована с департаментом по историко-культурному наследию и реставрации Министерства культуры. Заказчик начал производство работ без разрешительного на это документа. За ним даже не посчитали нужным обращаться...

Здание Национального художественного музея построено в 1957 году по проекту известного архитектора М.Бакланова. Главный фасад декорирован скульптурами П.Белоусова, С.Адашкевича, Роберманов, А.Бембеля. Рядом расположены сооружения, также включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь либо представляющие интерес как объекты, создающие архитектурную среду в зоне исторической застройки.

Особенностью этой части города является то, что большинство зданий объединено общим стилем, предполагающим выполнение соответствующего по характеру благоустройства, применение исторически оправданных малых архитектурных форм. Никто не оспаривает возможность исполнения их в новых материалах на основании современных дизайнерских приемов. Однако действительно грамотное решение может быть принято лишь тогда, когда организация проектных работ и утверждение документации осуществляются в соответствии с предусмотренными законодательными актами. Это аксиома, которую не стоит пытаться опровергнуть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter