Лодка на прогноз Остра

У гидрологических измерений нет перерывов на обед и скидок на погоду

У гидрологических измерений нет остановок, перерывов на обед и скидок на погоду

Служебный чемоданчик Лидии Жигалиной выглядит, как бортовой самописец «Боинга». Такой же стальной, оранжевый и компактный. Что там внутри? За ответ на этот вопрос деревенская ребятня отдала бы все на свете. Но тайна надежно скрыта за двумя миниатюрными замками. Мы плотно закрываем за собой калитку с подковкой, пять минут бьем каблуки по сельской гравийке — и вот наконец спускаемся по зеленому склону к маленькой будке. Это и есть гидропост «Ходунь». Внизу несет свои воды задумчивый Остер. Лидия Васильевна отпирает дверь, за которой нас ждет миниатюрный метеорологический музей.

Место работы — река

Жилет, спасательный круг, рыбацкий бур, увесистый лом, измерительные линейки, термометр, лопата… Оказалось, без этих нехитрых инструментов работа наблюдателя гидропоста просто невозможна. Но ближе к делу. Моя спутница надевает жилет, берет с собой чемоданчик, длинный стальной шест и укладывает все это на дно стоящей у берега лодки. Однако до спуска на реку еще далеко…

— Прежде нужно измерить уровень и температуру воды, — говорит Лидия Васильевна и опускает в Остер металлическую линейку. Вслед за ней в ход идет термометр. — Что мы видим? Река нисколько не прибыла за минувшие сутки, а температура выросла на 1 градус: сейчас +18 по Цельсию. Впрочем, до абсолютного максимума августа 2010-го еще далеко. Тогда я регистрировала +24 градуса, ребятня, помню, не вылезала из воды полдня... Это было настоящее парное молоко!

Цепь с замком глухо падает на землю. Сняв обувь, толкаем лодку к воде. Ноги по щиколотки вязнут в чавкающем иле — судно наконец выходит на водную гладь. От берега до берега над нашей головой натянут стальной трос. К нему моя спутница привязывает веревку-послед от лодки: чтобы нас не сносило течение. Теперь можно приступить к более серьезным измерениям…

Тревожный чемоданчик

— Через каждые три метра я замеряю глубину специальной рейкой. Через каждые шесть — смотрю скорость и расход воды в реке, — говорит Лидия Жигалина. — Раньше для этого приходилось выполнять очень сложные, почти цирковые маневры: одной рукой держать рейку, другой секундомер, потом рассчитывать по формуле скорость течения воды в минуту… Но с тех пор как нам выдали оранжевые чемоданчики с оборудованием, все стало гораздо проще. Вертушку с преобразователем скорости надеваешь на металлический шест, опускаешь конструкцию в воду — и на монитор автоматически выводятся нужные параметры. 

 На полный промер всех контрольных точек и участков реки уходит почти 3 часа. Но это еще полдела: теперь все результаты нужно кропотливо внести в журнал ежедневных наблюдений. Он чем-то напоминает судовой: такой же крупноформатный и толстый. Здесь красивым женским почерком написана вся «биография» реки Остер за последние 30 дней. И с точностью до нескольких минут.

У гидрологических измерений нет остановок, перерывов на обед и скидок на погоду. Каждый день, утром в 8 и вечером в 20.00, наблюдатель обязан зафиксировать уровень воды в реке и ее температуру. Дважды в месяц — пройти по нашему сегодняшнему трехчасовому маршруту. Во время паводка замеры уровней вообще делаются 4 раза в сутки: в 2 часа ночи, в 8 утра, 14.00 и 20.00. Вся «оперативка» тут же сообщается в Могилев по телефону, остальные наблюдения высылаются в конце месяца по почте. Заказным.

Льдины, бобры и буры

— В феврале было ровно 25 лет, как я работаю наблюдателем этого гидропоста. Юбилей! До сих пор не понимаю, как тогда согласилась: на руках двое маленьких детей... Думала только об одном: как я все это осилю? Ничего, привыкла. Но в отпуске с тех пор не была ни разу — эту работу невозможно оставить даже на день. И здесь нет ни капли риторики, — признается Лидия Васильевна. — Летние месяцы, пожалуй, самое приятное из того, что может быть в работе наблюдателя. Куда тяжелее приходится осенью, зимой и весной. Лодку заносит снегом, на реке появляются забереги — без лопаты никуда. В сильный мороз сверлю лунки буром, а для измерения скорости воды ломаю ломом лед в радиусе 40 сантиметров. Возвращаешься домой и руки поднять не можешь — настолько устала.

Вода не прощает невнимательности. Надеть жилет и положить на дно лодки спасательный круг — неизменное правило при любой погоде. Как-то раз идущая по реке льдина так саданула в борт, что едва не перевернула ее вместе с наблюдателем. А глубина здесь нешуточная: более 3 метров. Был и другой случай: бобры за ночь подточили стоявшую у берега ольху, и, когда Лидия Васильевна вышла на воду, сзади послышался треск падающего дерева. Ствол лег на реку в полуметре от лодки.

Есть в этой профессии и другое, скрытое. То, чего никогда не увидишь в отчетах и графиках, высылаемых по почте в Могилев. Утренний, предрассветный лет птиц. Восходы и закаты, отраженные в прозрачной воде. И тишина, которую просто невозможно перевезти с собой в большой шумный город…

— Я выросла в этих местах, знаю их с детства. И люблю всей душой. Рыбаки со всей округи приходят ко мне узнать погоду, температуру воды и возможные сроки начала паводка. За эти годы, признаться, я и сама стала рыбаком-любителем: посидеть утром два-три часа с удочкой мне за удовольствие, — улыбается Лидия Жигалина. — Раньше, когда по делам нужно было съездить на пару дней в город, оставляла «на хозяйстве» детей. И сын, и дочка ремеслу гидролога обучены с младых ногтей. Но теперь они уже выросли, отучились и разъехались — один служит в Слониме, вторая работает в Могилеве. Поэтому прошу брата. А больше просто некого: ближайший гидропост в 30 километрах, в Кричеве.

Прогнозные показатели счастья

Утренние измерения завершены. Привязываем лодку к колышку, ставим инструмент под замок — и возвращаемся к деревенскому домику с подковкой на калитке.

В глубине сада замечаю странную конструкцию, напоминающую подставку для олимпийского огня. С лесенкой.

— Не удивляйтесь, это осадкомер. Внутри жестяной «ромашки» стоит бак дождеприемника. Когда выпадают осадки, я сливаю влагу в специальную мензурку и затем отмечаю в журнале, сколько миллиметров пришлось на такой-то день, — ловит мой удивленный взгляд Лидия Васильевна. — Зимой у меня на участке стоят еще две деревянные измерительные рейки с нанесенной двухметровой шкалой. В холодный период я ежедневно замеряю высоту и плотность снега, а также определяю запасы в нем воды. Но с весны обычно ставлю их в чулан: на этом месте все лето растут капуста и кабачки.

На огороде у наблюдателя гидропоста «Ходунь» все так же аккуратно и чинно, как и в «музее» на берегу реки. Всюду — ровные грядки, яркие цветники и раскидистая зелень. Смотришь и понимаешь: в этом доме и в этой семье погода всегда только отличная.

Река Остер с ее приливами и отливами лишь половина жизни улыбчивой оптимистки Лидии Жигалиной. Она еще и староста своей деревни, и депутат Домановичского сельсовета… И просто интересный собеседник, общаясь с которым набираешься энергии и сил. Ее лодка плывет по жизни легко и ровно. Не садясь на мели и не сбиваясь с заданного курса.

-----------------------------------------

Прямая речь

Марина НАГИБИНА, начальник отдела гидрологических прогнозов Республиканского гидрометеоцентра: 

— Всего в Беларуси 136 гидрологических постов. И в это число входят болотные, речные и озерные, причем половина из них передает информацию в режиме «сегодня на сегодня». Это очень тяжелая работа, которая требует усердия и предполагает серьезные нагрузки, особенно зимой и осенью. Поэтому техники гидропостов далеко не всегда женщины.

Эти люди делают очень нужную и важную работу. По сути, они ведут ежедневную летопись своего участка. Ведут годами и даже десятилетиями. Это именно та первичная информация, без которой невозможно сделать прогноз, вести исторические наблюдения, выполнять проектные расчеты и давать штормовые предупреждения. Без этих данных, по крупицам собранных в разных уголках страны, туристы, дайверы и рыбаки вынуждены были бы полагаться лишь на собственную интуицию и опыт.

-----------------------------------------

На снимках: осадкомер — внутри жестяной «ромашки» стоит бак дождеприемника; тот самый тревожный чемоданчик. 

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter