Лобовая атака

Возвращается забытое имя еще одного героя войны
Возвращается забытое имя еще одного героя войны

Впервые в военной истории он пошел на таран вражеского истребителя на бомбардировщике. Звали его Анатолий Протасов. Завтра под деревней Черлена Мостовского района будет увековечена память летчика, прославившегося еще на советско–финляндской войне, награжденного 22 мая 1940 года за подвиги и мужество орденом Красной Звезды. 65 лет понадобилось, чтобы восстановить память о нем. Памятник летчику и его экипажу изготовил гродненский скульптор, председатель областного отделения Белорусского союза художников Владимир Пантелеев.

Сегодня известно о 636 воздушных таранах, совершенных советскими пилотами в годы войны, из них только 18 на счету летчиков бомбардировочной авиации. Капитан Протасов уничтожил немецкий истребитель Ме–110 таранным ударом своего бомбардировщика СБ–2М–103, пойдя в лобовую атаку. Огненный клубок из двух самолетов упал на берегу Немана. В личном деле пилота появилась краткая запись: «Убит в воздушном бою 22 июня 1941 года».

В той же схватке неравный бой с фашистами вел и Андрей Данилов. Вместе с Протасовым они служили в лидской 11–й смешанной авиадивизии.

...Увидев немецкую армаду более чем из 50 самолетов, нацелившуюся на Черленский аэродром, находившийся в воздухе Данилов смело бросился на немцев и, расстреляв патроны, винтом своего самолета рубанул по крылу немецкого Ме–110. Оба самолета рухнули вниз. Тяжелораненый Данилов сумел–таки у самой земли выровнять «Чайку» и сесть на «брюхо». Из разбитого самолета его вытащили и передали в медчасть местного 4–го понтонно–мостового батальона жители Черлены Степанида Гурбик и Иван Лапа.

Данилову суждено было стать известным всей стране, получить орден Ленина. Посмертно. Но о Протасове вообще ни слова. Нигде...

По моей просьбе сотрудник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил полковник запаса Олег Дудниченко проверял данные о капитане Протасове. В списках захороненных и увековеченных по Гродненской области он не значится. Никакой информации нет и в Белгосмузее истории Великой Отечественной войны. Молчит о легендарном капитане и книга «Память» Мостовского района, в которой достойно представлен старший политрук Андрей Данилов, почетный гражданин Гродно.

Пожалуй, если бы не случайность, никаких документальных подтверждений героического подвига Анатолия Протасова сегодня вообще не обнаружилось бы. В Подольском архиве сохранилось донесение: «22 июня 1941 года при налете на аэродром Черлена под обстрелом поднялся на высоту 300 метров, вступил в бой, в результате которого (Протасов. — Н.К.) сбил один самолет противника и, расстреляв все патроны, протаранил второй, погибнув при этом смертью героя».

Многие годы я разыскивал очевидцев тех событий, пока в марте 2006 года не познакомился с Асей Борисовной Федоровой–Виршубской. После того как перед войной в ее родной поселок Желудок прибыл 177–й батальон аэродромного обеспечения и сел 16–й авиаполк, жизнь местечка резко изменилась. По домам разместили экипажи бомбардировщиков — летчиков, штурманов, стрелков–радистов. Не хватало обслуживающего персонала — стали звать на службу местных. Пошла работать в летную столовую официанткой и Ася Виршубская.

Лидская авиадивизия была на особом счету и должна была в числе первых перевооружаться на новую технику: Пе–2 ждали в Желудке, а штурмовиками Ил–2 планировали вооружить 190–й авиаполк в Щучине. Но под новую технику не было хороших аэродромов. В первых числах мая 1941 года в Желудке начали строить асфальтобетонную взлетно–посадочную полосу. Тем временем весь 16–й скоростной бомбардировочный авиаполк (сбап) перелетел на полевой аэродром Черлены, и личный состав разместился на поле в огромном палаточном городке. Туда же со столовой переехала и молоденькая Ася.

Полк продолжал летать на видавших виды СБ, хотя московские летчики–испытатели и перегнали со своего завода в Черлену 37 новеньких «пешек»... Здесь планировалось продолжить войсковые испытания нового самолета, который казался в сравнении с «эсбэшкой» чрезмерно сложным в управлении и эксплуатации. Первые Пе–2 действительно были еще очень «сырыми», склонными к многочисленным «болезням» и отказам самолетами. Не было инструкторов, и Пе–2 буквально на ощупь пришлось осваивать руководству полка и летчикам эскадрильи Протасова.

Побывавший в полку буквально накануне войны генерал Павлов лично распорядился отправить пять самых ветхих самолетов в ремонт. Кто тогда мог предсказать, что именно эти пять ветеранов — все, что останется от 16–го сбап 22 июня?..

Обстановка перед войной была полна противоречий и неразберихи. 20 июня полк получил телеграмму с приказом командующего ВВС округа: «Привести части в боевую готовность, отпуск командному составу запретить, находящихся в отпусках — отозвать». А на следующий день — срочную шифровку об отмене приказа о приведении частей в боевую готовность и запрещении отпусков.

Как вспоминает Ася Борисовна, в последнюю мирную субботу вечером был выделен автотранспорт и весь руководящий состав полка, многие летчики поехали в Желудок, к семьям. Протасова там ждала жена Евгения Кирилловна с грудным Игорьком и четырехлетней Людмилой. Пилоты звали с собой и Виршубскую, но в местном лесном «кинотеатре» обещали новые кинофильмы, и она осталась. Киносеанс затянулся за полночь, а уже в 4 часа над еще не успевшим уснуть лагерем неожиданно загудели самолеты: немцы летели бомбить железнодорожные станции Черлена и Мосты.

Лишь к шести часам утра прибыли из Желудка машины с авиаторами, и замкомандира полка подполковник Дивинский впервые произнес это страшное слово: «Война!» Летчикам приказали готовиться к вылету, а работникам столовой — накормить экипажи прямо у самолетов, на летном поле. Ася Борисовна рассказывает, что когда они уже подвезли завтрак к последней, пятой, эскадрилье, в небе над аэродромом появилась немецкая армада из нескольких десятков самолетов.

На дальних подступах к аэродрому врага пытались перехватить Данилов и его товарищи по 127–му истребительному полку, но... Немцы шли с разных направлений, волна за волной и буквально засыпали стоявшие на земле самолеты малокалиберными бомбами. В этом кромешном аду с Черленского аэродрома смогли взлететь только два экипажа, и один из них пошел на таран. Это был самолет капитана Протасова...

P.S. Возможно, нам повезет и на этот материал откликнется кто–либо из родственников Анатолия Протасова. Автору известно, что после войны они жили в Татарии, в г. Мамедыш по ул. Советской, дом 22 и в г. Чкалове (Оренбурге), Пьяновский переулок, дом 18, кв. 2.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter