Лобное место

Опасны ли зеркала заднего вида общественного транспорта?

Угрожают ли нашему здоровью зеркала заднего вида общественного транспорта?

Представьте себе любую остановку общественного транспорта в час пик. Толпа людей и вереница автобусов, троллейбусов, трамваев. Внезапно из-за спин ожидающих выныривает человек и, не глядя по сторонам, мчится к прибывающему автобусу. Буквально в сантиметре от его головы со свистом проносится зеркало заднего вида. Еще мгновение — и оно впечатается ему в затылок. В лучшем случае невнимательный пешеход отделается синяками или шишкой, в худшем — сотрясением мозга и больничной палатой. Всякий раз, когда вижу такую картину, задаюсь вопросом: насколько вероятен такой исход? Кто и как рассчитывает нормы крепления этих увесистых элементов?

Салонные травмы

Обзваниваю несколько столичных медучреждений. Хочу расспросить о пациентах с переломами, ушибами или черепно-мозговыми травмами, полученными от удара о зеркало. Ни в одном стационаре не припомнили ни одного случая такого специфического травмирования. В столичной больнице скорой помощи уточнили, что пациенты с транспортными травмами к ним поступают. Однако повреждений от автобусных или трамвайных зеркал в этом списке нет.

— Вопрос травмирования пешеходов зеркалами городского общественного транспорта сегодня неактуален, — подтверждает «Р» Геннадий Скурчик, начальник управления безопасности движения государственного предприятия «Минсктранс». — Куда большая проблема — это травмы, полученные внутри салона автобуса, троллейбуса, трамвая. В 2012 году в столичном общественном транспорте зарегистрировано 54 таких случая. И только 5 — по вине наших водителей.

Чаще всего, по словам специалиста, причина подобных происшествий — помеха на дороге. То есть водители легковых авто «подрезают» автобус или троллейбус, резко перестраиваясь перед ними. Как будто не понимают, что громоздкому транспорту так просто не остановиться. А что в итоге? Водитель автобуса резко тормозит, пассажиры в салоне падают, ударяются о поручни, получают вывихи, иногда — переломы рук или ног. Бывает, тучный человек своим весом придавливает более хрупкого. Что и говорить, неприятно.

— Мы постоянно напоминаем пассажирам, как нужно вести себя в общественном транспорте, — продолжает Геннадий Скурчик. — В салонах автобусов, троллейбусов, трамваев показываем видеоролики, на электронное табло пускаем бегущую строку. Объясняем, что во избежание травмирования следует крепко держаться за поручни во время движения. Кто-то понимает, кто-то нет.

Что касается повреждений, полученных от удара зеркалами заднего вида, то о таких случаях, по словам специалиста, не было слышно уже несколько лет. Не потому, что о них не принято говорить, — каждый случай фиксируется в ГАИ, и его никак не утаишь. Их попросту нет. Последний был отмечен в 2010-м. Тогда пострадавший отделался, что называется, легким испугом. Помощь медиков ему не понадобилась, оформлять больничный необходимости тоже не было. Так что проблема эта, констатируют специалисты, скорее гипотетическая.

— Тем не менее на автобус, троллейбус, трамвай мы запрещаем устанавливать дополнительные зеркала, — продолжает Геннадий Скурчик. — Исключение — учебные машины. Кроме того, каждый водитель, перед тем как выйти в рейс, проверяет, правильно ли установлены зеркала заднего вида, так как понимает серьезность последствий.

До двух метров от дороги

— Зеркало заднего вида не представляет угрозы здоровью и жизни пассажира, — заверил корреспондента «Р» Андрей Акулеев, заместитель главного конструктора СГКА ОАО «МАЗ». — Получить удар в голову зеркалом заднего вида, установленным на автобусе, даже технически не так просто. Хотя бы потому, что нижний его край при двухметровой высоте крепления не выступает более чем на 25 см от кузова машины.

Кроме того, к зеркалам предъявляется ряд требований. Во-первых, они должны быть функциональными для водителя. Человек за рулем обязан видеть дорогу со всех ракурсов — позади автобуса, сбоку от него и впереди. Еще важный момент. Все устанавливаемые на автобусы МАЗ зеркала проходят сертификационные испытания на соответствие техническим регламентам. В ходе испытаний проверяется, обеспечивают ли зеркала заднего вида необходимые поля обзора, а также соответствует ли их установка требованиям безопасности. Так, все они должны быть регулируемыми. Выступающие наружу детали крепления зеркал, то есть их обрамление, должны иметь закругленную форму. Кроме того, современный кронштейн, держащий зеркало, при ударе о препятствие должен сложиться.

Интересно, а откуда тогда на некоторых зеркалах общественного транспорта берутся световозвращающие наклейки и яркие лампочки? Что, такой антураж тоже входит в требования ГОСТа? Нет. Это инициатива самих водителей, радеющих за безопасность зазевавшихся граждан. Во всяком случае, зеркала на белорусские автобусы завод-производитель устанавливает стандартные.

Выходит, зеркала заднего вида для нашего здоровья представляют минимальную и, скорее, теоретическую опасность. И в данном случае безопасность пешехода (без пяти минут пассажира) — в его собственных руках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter