Льняной сноп все никак не связывается

ПОЧТИ на 14 процентов выше прошлогодней сейчас урожайность льнотресты. И хотя она убрана менее чем с половины площадей, специалисты уже сегодня задаются вопросом: каковы перспективы отрасли? Причем не только в первичной переработке, но и выпуске тканей. То есть снова на первый план выходит много лет обсуждаемая проблема создания льняного холдинга.

Вопрос об этом прозвучал в 2016-м на Всебелорусском народном собрании. В начале мая этого года Премьер-министр Андрей Кобяков вновь поднял его во время посещения Крупского льнозавода и Оршанского льнокомбината. Возможно, в 2018 году такая структура появится.

Если подходить к созданию холдинга чисто механически, то все просто: можно нормативным документом объединить все льнозаводы, выращивающие лен и производящие волокно, с Оршанским льнокомбинатом — изготовителем тканей и готовых изделий. Однако на деле все значительно сложнее из-за множества подводных камней.

При встречах представители льнокомбината постоянно поднимают проблему нехватки качественного сырья. На зарубежных рынках, куда идет его три четверти, растет спрос на продукцию, которую можно получить из льна высоких номеров. Поэтому комбинат провел модернизацию. Мощности по переработке длинного волокна в 2018 году возрастут до 8000 тонн. Однако заводы не могут поставить столько, приходится закупать за границей.

У первичных переработчиков контраргументы. Для получения хорошей тресты надо своевременно выполнять все агротехнические приемы. А у большинства заводов для этого не хватает оборотных средств. Кредиты или деньги за продукцию прошлого урожая нередко поступают поздно. Поэтому необходимые технологические операции на полях проводятся не вовремя. Это негативно отражается на количестве и качестве сырья. Если бы его производители вошли в одну структуру со льнокомбинатом, он бы помог решить вопросы.

Однако его руководство предполагает, что некоторые льнозаводы, у которых банковский счет пуст, хотят поправить дела за счет комбината. Например, обновить оборудование. Ведь часть таких предприятий закредитована, новых денег в долг банки не дают.

Зато руководители эффективно работающих льнозаводов, с которыми довелось общаться, сомневаются, что им холдинг пойдет на пользу. Они полагают, что придется больше сырья сдавать на льнокомбинат. А это не всегда выгодно. Раньше внутренние поставки приносили убытки. Выручал самостоятельный экспорт волокна, который их перекрывал.

Однако давайте посмотрим на вопрос шире, чем просто объединение первичных и вторичных переработчиков льна. Оршанский льнокомбинат может стать значительно богаче, и тогда ему будет проще взять под крыло льнозаводы. За счет чего? Сегодня львиная доля продукции идет на экспорт в виде тканей. Есть цех по производству готовых изделий, но его мощности невелики. В целом по стране на льняную одежду, столовое, постельное белье и другую продукцию идет лишь 15 процентов тканей. Тогда как полмира работает с ними, делают изумительные изделия. Но мы для них, как бы обидно это не звучало, — сырьевой придаток. Каждому специалисту известно, что наибольшую добавленную стоимость можно получить именно на конечной стадии любого процесса. Поэтому ситуация значительно улучшится, если довести этот показатель хотя бы до 50.

Следует рассмотреть и вопрос присоединения к холдингу торговых организаций. Тогда цепочка сырье — переработка — продажа станет более эффективной. К тому же производители тканей и готовых изделий будут лучше знать, какая продукция пользуется наилучшим спросом, и соответствующим образом корректировать производственные программы.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter