Льняное, натуральное... А почему не свое?

…На рынках бойкие зазывалы, несмотря на капризную и практически непредсказуемую погоду, всячески рекламируют китайский да турецкий ширпотреб. Тонкие, буквально просвечивающиеся рубашки и брюки, юбки и блузки из заграничного льна просты по дизайну и скромны по расцветкам. Тем не менее распродаются бойко. Говорят, в этом сезоне льняная ткань в моде. Но почему же не видно вещей из нашего, белорусского полотна? Где же она, отечественная продукция? В поисках ее отправляемся на самое известное в стране предприятие отрасли, крупнейший в Европе Оршанский льнокомбинат.
…На рынках бойкие зазывалы, несмотря на капризную и практически непредсказуемую погоду, всячески рекламируют китайский да турецкий ширпотреб. Тонкие, буквально просвечивающиеся рубашки и брюки, юбки и блузки из заграничного льна просты по дизайну и скромны по расцветкам. Тем не менее распродаются бойко. Говорят, в этом сезоне льняная ткань в моде. Но почему же не видно вещей из нашего, белорусского полотна? Где же она, отечественная продукция? В поисках ее отправляемся на самое известное в стране предприятие отрасли, крупнейший в Европе Оршанский льнокомбинат. — Лето – основной сезон реализации коллекций одежды. Мы, переработчики льноволокна, чувствуем погоду: выдались холодными летние месяцы – сразу же падают продажи. Но сегодня рынки заполнили китайские изделия: с 1 января отменены квоты для Китая на весь текстиль по поставкам в страны Евросоюза. Это решение вызвало настоящий бум. Представьте себе, поставки китайской продукции в ЕС по отдельным позициям увеличились в тысячу раз! Такой конкуренции, бесспорно, наши производители выдержать не в состоянии, — делится наболевшим коммерческий директор предприятия Тамара Халецкая. Конечно же, с учетом того, что РУПТП «Оршанский льнокомбинат» около 80 процентов своей продукции отправлял на экспорт, противостоять конкурентам сложновато. И хотя число потребителей не сократилось, остались все страны СНГ, Евросоюза, США, Канада, та же Турция (которая, возможно, и возвращает нам наш лен в виде готовых изделий), но вот объемы значительно уменьшились. Льнозаводы страны испытывают трудности с реализацией длинного волокна. Промежуточное решение о введении для Китая квот на поставки в ЕС по двум позициям – футболкам и льняным пряжам – ситуацию стабилизировать не в состоянии. Ведь вопрос по одежде и тканям не рассматривался. А значит, китайским поставщикам в этом направлении и ограничений нет… Теперь оршанцам ничего другого не остается, как искать новые формы и подходы к покупателю с учетом китайской экспансии. Что они и делают. Предприятие, несмотря на без малого трехмесячный запас продукции на складах, работает в обычном летнем двухсменном ритме. Третья смена в отпуске и придет в цеха, как всегда, к началу поставок льноволокна нового урожая. Проблем с сырьем нет, напротив, накоплен солидный запас. За пять месяцев выпущено более 8 миллионов погонных метров ткани, рентабельность производства составила 6,4 процента, средняя зарплата – 150—170 долларов. Художники-дизайнеры разрабатывают новые проекты, выносят на рассмотрение худсовета интересные рисунки, оригинальные колористические гаммы. Кстати, обновляют ассортимент здесь раз в два месяца. С начала года полностью заменена десятая часть выпускаемой продукции. А поэтому поле для творческого поиска большое – это и цветовые решения, и новые виды готовых изделий. Да-да, на четырех фабриках комбината не только выпускают ткань, но и создают коллекции одежды из нее. Где же можно купить оригинальный, практически эксклюзивный, костюм или сорочку? Здесь же, в Орше, в торговой фирме «Беллён». А еще – на выставках и рекламных мероприятиях. Большим спросом пользуются льняные брюки (они, кстати, значительно дешевле зарубежных – всего 20 тысяч рублей), жакеты, сорочки, капри. С удовольствием берет у оршанцев готовый товар торговля Минска. Возможно, льнокомбинату было бы выгодно расширить масштабы своего швейного участка и продвигать на рынок собственные коллекции, свой ассортимент одежды. Тогда не нужно было бы подстраиваться под переменчивых, как и погода, швейников, которые не желают работать на склад и берут ткань только под реальный спрос. Да и цены можно было бы держать в более жесткой узде. Но такая «универсальность» обязательно потребует значительного расширения и полного технического перевооружения предприятия. Что, конечно же, нереально сегодня, тем более с учетом объемов переработки белорусского льноволокна на комбинате. Ведь и без того на РУПТП трудится более 6 тысяч человек. Они выпускают ткани постельные, бельевые, скатертные, полотенечные, декоративные, костюмно-платьевые, блузочно-сорочечные. Кроме этого, из Орши отправляются потребителю всевозможные готовые скатерти, наборы салфеток и полотенец, комплекты постельного белья, декоративные покрывала. Часть продукции идет на «Белхудпромыслы», где украшается с помощью художественной вышивки, ришелье, ажура… Одним словом, свои задачи предприятие решает сполна. А проблем хватает. Ведь у него огромная социальная сфера – два Дворца культуры, спорткомплекс и бассейн, две библиотеки, профилакторий, детский оздоровительный лагерь под названием «Ленок», девять общежитий, жилищно-коммунальная служба, автопарк и масса других объектов. …Увлекательная экскурсия по льнокомбинату заканчивается в ассортиментной комнате. Свежесотканной, удивительной по красоте радугой сюда из всех цехов стекаются ручейки тканей будущих обновок. Пройдя непростой путь от грубого волокна и неказистой на вид пряжи до совершенства, они радуют глаз обилием оттенков и расцветок. Рассматривая новые образцы одежды, обращаю внимание, что добротные костюмы моих экскурсоводов, начальника идеологического отдела комбината Александра Калуги и директора фабрики № 3 Александра Михно, произведены здесь, в своих цехах. — Вы не подумайте, это вовсе не рекламный трюк и не норма корпоративного стиля! Просто такая одежда удобна, комфортна и по цене вполне приемлема. Тем более, в отличие от предлагаемой на рынках, в качестве собственной продукции нам сомневаться не приходится, — объясняют собеседники свою приверженность родной торговой марке. Наверное, лучшей оценки отечественной продукции не сыскать. Вот только как объяснить это тем, кто в поисках нужной вещи вновь отправляется на рынок и покупает тот же лен, но только в заграничной упаковке?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter