«Льноводам надо научиться работать, а просить деньги они умеют уже...»

ТОЛЬКО что закончилась посевная, растения дружно пошли в рост. Среди них — и стебельки льна, нашей извечной белорусской культуры. Какая судьба ожидает «синеокий» в этом году? Смогут ли льноводы преодолеть проблемы прошлых лет? Что надо сделать, чтобы отрасль наконец стала эффективной? На эти и другие вопросы обозревателя «БН» отвечает начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса Комитета государственного контроля Республики Беларусь Сергей ФЕДЧЕНКО.

Сергей ФЕДЧЕНКО анализирует проблемы и резервы аграрной отрасли, которая должна стать визиткой страны.

ТОЛЬКО что закончилась посевная, растения дружно пошли в рост. Среди них — и стебельки льна, нашей извечной белорусской культуры. Какая судьба ожидает «синеокий» в этом году? Смогут ли льноводы преодолеть проблемы прошлых лет? Что надо сделать, чтобы отрасль наконец стала эффективной? На эти и другие вопросы обозревателя «БН» отвечает начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса Комитета государственного контроля Республики Беларусь Сергей ФЕДЧЕНКО.

— Здесь, как в любом деле: чтобы избавиться от недостатков, надо знать причину их возникновения, — заметил Сергей Александрович. — Если коротко, то проблемы белорусского льноводства заключаются в следующем. Это несоблюдение технологии возделывания культуры, недостаток пригодных для этих целей земель, невостребованность современных достижений отечественной и зарубежной науки и практики.

— Ну а если более подробно?

— Поговорим о производстве льнотресты, это первичная продукция льноводства. Для начала статистика. В 2010 году льносеющими сельхозорганизациями республики и мехотрядами льнозаводов заготовлено 143,6 тысячи тонн льнотресты средним номером 1. Валовой сбор льноволокна составил 45,8 тысячи тонн при средней урожайности 7,7 центнера с гектара. Хорошо это или плохо, можно судить по тому, что из 153 возделывающих лен сельхозорганизаций убытки получены в 104 (68 процентов). При этом у трети хозяйств рентабельность реализации льнотресты составляла от минус 50 процентов и ниже. В результате льносеющие организации республики имеют большие затраты с низкими показателями урожайности и качества производимой продукции. Например, в ОАО «Стригово» Кобринского района получено 187 тонн льнотресты средним номером 0,6 и рентабельностью минус 72 процента. И подобных примеров, к сожалению, немало.

— Выходит, у льноводов совсем не осталось резервов для выхода из своего незавидного положения?

— Резервы-то есть, иное дело, как они используются. К примеру, в СПК «Юшевичи» Несвижского района лен в прошлом году выращивали на 100 гектарах. Получена урожайность 12,5 центнера с гектара при среднем номере льнотресты 1,35 и рентабельности 19,2 процента. Чем не результат? А вообще, в стране почти треть льносеющих организаций в минувшем году сработали на выращивании льнотресты положительно. Значит, резервы все-таки есть!

А вот по поводу того, как они используются, вопрос остается открытым. Скажем, в СПК «Тальминовичи» Ляховичского района себестоимость тонны тресты урожая прошлого года составила 850,9 тысячи рублей, в то время как в СПК «ОЗП «Октябрь» этого же района — 583,1 тысячи рублей. Один район, а такие разные показатели!

Причины получения низкокачественной льнотресты? Негодные земли: в Брестской области почва на пятой части высеянных площадей льна имеет кислотность более 6 (оптимальная рН 5—5,5). Невостребованность высоких технологий: на опытных участках ОАО «Лидлён» получена урожайность от 38 до 43 центнеров с гектара средним номером 1,25—1,5 и рентабельностью 48—63 процента, а при использовании передовой французской технологии урожайность тресты составила 58 центнеров с гектара средним номером 2,5 и рентабельностью 124 процента. Вот вам и подтверждение моего «диагноза», на который «хромает» наше льноводство.

— Плохое качество льнотресты сказывается затем и на качестве льноволокна?

— Это аксиома, не требующая доказательств. Льнозаводы вынуждены принимать некачественную льнотресту, потому что в противном случае они окажутся без сырья. Но проку от этого мало. Вдумайтесь только: в 2010 году льноперерабатывающими организациями от реализации льнопродукции выручено 144,2 миллиарда рублей при ее себестоимости 205,4 миллиарда рублей, убыток составил 83,4 миллиарда рублей!

Больше всего убытков на счету льноперерабатывающих организаций Витебской области — 28,9 миллиарда рублей. Затем идут Минская (19 миллиардов рублей), Гродненская (11,4), Могилевская (9,5), Гомельская (8,7), Брестская (5,9) области. А рентабельность реализованной продукции по стране составила минус 40,6 процента.

— Но как же тогда льнозаводы выполняют госзаказ по льноволокну?

— Это тоже больной вопрос. В 2010 году в счет государственных нужд организациям концерна «Беллегпром» поставлено 19,3 тысячи тонн льноволокна (87,3 процента к заданию), из них 5,2 тысячи тонн длинного (64,4 процента) и 14,1 тысячи тонн короткого (100,3 процента). Главной причиной невыполнения задания остается низкое качество поставляемого длинного волокна (его средний номер составил 11,15 при необходимом для РУПТП «Оршанский льнокомбинат» номере 12). Удельный вес льноволокна номером 12 и выше в общем объеме поставок составил 26,7 процента. Вот куда завела «кривая дорога» с льняного поля.

— А какова роль в реализации льноводческой продукции экспортно-сортировочных баз?

— В роли этих учреждений еще предстоит разобраться. Пока же реальность такова, что от реализации в прошлом году экспортно-сортировочным базам короткого льноволокна льнозаводы получили около 30 миллиардов рублей убытков. Зато сами базы от экспорта все того же короткого льноволокна выручили 1,1 миллиарда рублей прибыли. Встает вопрос: нужны ли такие партнеры льнозаводам?

— Скажите, пожалуйста, Сергей Александрович, а государство в достаточной мере все эти годы поддерживало льноводческую отрасль?

— Оно ее поддерживало как, пожалуй, ни одну другую отрасль в АПК. Если, к примеру, говорить по прошлому году, то общий объем субсидий льноперерабатывающим организациям составил 68 миллиардов рублей, или в среднем по 3 523 тысячи рублей за тонну льноволокна, реализуемого в счет госзаказа. Кроме того, за счет средств целевого бюджетного республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей была погашена задолженность льнозаводов по кредитам, бюджетным ссудам (займам), лизинговым платежам, исполненным гарантиям правительства в размере 115,1 миллиарда рублей. Всего за 2010 год льноперерабатывающим организациям оказано государственной помощи на 225,3 миллиарда рублей, что в 1,6 раза больше, чем ими выручено от реализации льнопродукции. В то же время, несмотря на мощные бюджетные вливания, все льнозаводы в 2010 году сработали с убытками. Так что льноводам на государство грех обижаться. Им наконец надо научиться как следует работать, а не клянчить деньги.

— Как вы считаете, нынешний год для льноводов окажется более удачным, чем прежний?

— Время покажет, но, не устранив все те недостатки, о которых уже говорилось, полагаю, что выполнить задачу, поставленную главой государства по получению льнотресты средним номером 1,5, будет проблематично. Об этом уже сегодня надо говорить со всей прямотой, потому что потом будет поздно. И средства разбазарим, и того, чего искали, не найдем.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter