Лицом к IT-технологиям

Мощности суперкомпьютера «СКИФ» сегодня используются на 70—80 процентов

Поворот промышленности страны к информационным технологиям был долгожданным, и он уже приносит дивиденды не только производителям продукции, но и науке, которая в IT-сфере теперь сполна обеспечена заказами.

Сегодня на крупнейших предприятиях страны практически каждая деталь или узел новой техники просчитывается на компьютере, моделируется, виртуально испытывается и только затем воплощается в металле. Производители убедились, что только так можно добиться высокого качества, быстрой смены модельного ряда, обеспечить жизненный цикл изделия от момента его зарождения до продажи и утилизации.

Прогресс в использовании информационных технологий стал особенно заметным с созданием в Объединенном институте проблем информатики НАН Беларуси суперкомпьютерного центра коллективного пользования с удаленным доступом к его вычислительным ресурсам. Он объединяет вычислительные мощности суперкомпьютерных конфигураций «СКИФ», которые сегодня используются на 70—80 процентов.

Здесь ведутся обработка и распознавание изображений, в том числе аэрокосмических, производятся расчеты в области медицинской информатики, решаются транспортные задачи, прогнозируются различные ситуации. В последние годы возрос объем работ, связанных с моделированием и виртуальными динамическими испытаниями сложных технических конструкций.

 Например, по договору с Борисовским заводом агрегатов была создана сквозная компьютерная технология проектирования, испытаний и технологической подготовки турбокомпрессоров для наддува дизельных двигателей Минского моторного завода. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки модернизировать серийную конструкцию двигателей и исключить импорт турбокомпрессоров этого типа.

На суперкомпьютере были смоделированы также остовы перспективных универсальных тракторов «Беларус», которые принципиально не могли быть рассчитаны на традиционных средствах вычислительной техники. Таким же путем были определены динамические характеристики перспективных почвообрабатывающих агрегатов блочно-модульной конструкции.

Поставлены вычислительные эксперименты по расчетам несущих конструкций карьерных самосвалов БелАЗ и шахтных крепей, проведено суперкомпьютерное моделирование столкновений транспортных средств с неподвижными препятствиями, и это дало возможность конструкторам МАЗа обеспечить более высокий уровень безопасности водителей.

Подобные заказы наука начала получать и от небольших предприятий и фирм, что говорит не только о новой потребности, но и о том, что в производственную сферу пришло новое поколение конструкторов с менталитетом и запросами творцов нового века.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter