Лицо оптом и в розницу

Письма из Пекина
Слава, знаете ли, дама капризная: сначала вы к ней изо всех сил стремитесь, а потом — достигнув — не знаете, как справиться с внезапно обрушившейся лавиной побочных эффектов.

Лицо — тоже товар, такой же, как молоко, джинсы и прочие нужные продукты. Красивое и известное лицо — товар дорогой. Мода переменчива, молодость преходяща (хотя пластические хирурги со мной поспорят), а деньги нужно зарабатывать, пока находишься на пике популярности, — причем желательно сразу много, чтобы, когда популярность и молодость пройдут, не было мучительно холодно в скромной квартирке на окраине Пекина или Гуанчжоу.

Китай — страна не только с огромным количеством населения (читай: потребителей), но и с немалым числом звезд. Пусть и шоу, и бизнес здесь со своей (а как иначе?) спецификой, но звезды зарабатывают столько, что и российские мегастар обзавидуются.

Но, как пели когда–то в одной песне: «Нам всегда по–хорошему мало». А потому увидеть китайских звезд можно не только по телевизору, на концерте или экране, но и в рекламе, — куда ж без нее, родимой? Если ты что–то не рекламируешь, значит, не достиг сверкающих звездных высот. Так что рекламируют буквально все, попадая порой из–за этого в забавные истории, неловкие ситуации и даже в судебную хронику.

Возьмем самых знаменитых спортивных звезд Поднебесной — Лю Сяна (олимпийский чемпион в беге на 110 м с барьерами) и Яо Мина (играет в США в баскетбольном клубе «Хьюстон Рокетс»). Они смотрят отовсюду: с рекламных щитов, уверяющих, что как только я начну пить это молоко, то буду бегать так же быстро и преодолевать все барьеры на жизненном пути так же легко, как Лю. А если буду пользоваться услугами этого мобильного оператора, то жизнь моя будет такой же безоблачной, как у Яо.

Но с Яо Мином приключилась недавно история из разряда «без меня меня женили». Китайцы, вдохновленные непрекращающейся агитационной кампанией за соблюдение авторских прав, теперь жуть как любят регистрировать названия и имена в качестве торговых марок. Причем имена идут в ход не столько собственные, сколько известные. Названия «Саддам», «Джордж Буш» и подобные можно увидеть на самых разных товарах — от корма для животных до памперсов. Корм для хрюшек «Джордж Буш», представляете? Никакой политики — только бизнес.

Но недавно предприимчивые торговцы замахнулись на святое — имя Яо Мина! Его зарегистрировали в качестве торговой марки, под которой продаются... гигиенические прокладки. Реакцию двухметрового баскетболиста представляете? Или рекламную кампанию на телевидении — типа улыбающийся Яо предлагает воспользоваться товаром имени себя, любимого, и рассказывает о его достоинствах. Нет, на этот раз не случится: парень выступил категорически против и пригрозил подать в суд как на компанию–производителя, так и на государственный орган, выдавший разрешение на использование его имени для столь неблагого дела (хотя, чего уж там, — вещь–то в хозяйстве необходимая, просто Яо не нужна).

Досталось недавно и герою Лей Фэну — когда–то сам Мао Цзэдун призывал учиться у этого молодого солдата, пожертвовавшего жизнью ради спасения товарищей. Теперь в Китае выпускают презервативы «Лей Фэн» с изображением героя в полном военном облачении и с автоматом за плечом. Мол, воспользуйтесь этими презервативами — и жертвовать жизнью никому не придется.

Молодая, но весьма популярная (и хорошенькая, конечно) певица Айдай недавно обнаружила в аптеках презервативы имени себя. Ее сценический псевдоним (ох, сколько времени тратят будущие звезды на то, чтобы подобрать себе подходящее имя, — чтобы не слишком сложно, но и не примитивно, и чтобы хорошо звучало, и чтобы легко запоминалось!) переводится с китайского как «уважение», «обожать», но и как «хорошо носить». Один предприниматель из Чанчуня решил, что именно это последнее значение просто идеально подходит для презервативов — и быстренько зарегистрировал его в качестве торговой марки. Так что теперь любой поклонник юной дивы может проверить, насколько хорошо она «носится». Певица (выступающая, конечно, за безопасный секс, но не желающая быть его столь непосредственным проводником) возмутилась. Бизнесмен удивился («Я же делаю тебя более знаменитой!»), но согласился продать авторские права на имя за почти 1,4 млн. долларов. Ничего личного — только бизнес.

sbchina@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter