Лицо Европы

Посол Франции в Беларуси Мирей Мюссо: «С националистскими тенденциями и проявлениями ксенофобии в Европе мы не можем мириться»
Посол Франции в Беларуси Мирей Мюссо: «С националистскими тенденциями и проявлениями ксенофобии в Европе мы не можем мириться»

Госпожа Мирей Мюссо совсем недавно вручила верительные грамоты Президенту и приступила к выполнению дипломатической миссии. В начале интервью она откровенно призналась, что «прочитала несколько книг о Беларуси», готовясь к своей новой работе в Минске. Так что вопросы и оценки, связанные с отношением к нашей стране, людям, я оставила на будущее, благо и сама госпожа Мюссо выразила уверенность, что у нас еще будет много хороших поводов для беседы.

Но один из таких поводов появился уже сейчас. 25 марта будет широко отмечаться 50–летие со дня подписания Римских договоров, которые считаются «свидетельством о рождении» Европейского союза. Франция, как известно, сыграла роль локомотива Евросоюза (вместе с Германией), а потому беседа с Мирей Мюссо сочетала приятное с полезным.

Разговор с европейцами лицом к лицу, мне кажется, очень необходим. Ведь сотрудничество, о необходимости которого так много говорится, начинается с личных контактов. А личный опыт очень часто избавляет от шаблонного подхода и помогает увидеть один из новых путей европейского развития...

— Госпожа посол! Как сочетается европейская интеграция с сохранением традиций и обычаев европейских стран, каждая из которых внесла свой вклад в культурный код Европы? Чем вам наиболее интересна Беларусь?

— Прежде всего спасибо большое за то, что вы пришли взять это интервью. Я очень рада встретиться с журналистом «СБ», вашу газету мы имеем привычку читать ежедневно. Что я могу сказать по поводу нашего развития в течение прошедшего 50–летия... Конечно, мы переживали различные кризисы, которые сменяли друг друга, но мы идем вперед. Возникающие при этом трудности можно считать нормальным, естественным процессом, потому что очень сложно объединить в единое целое страны с многовековой историей, которые с большим трудом теряют часть своего суверенитета. Как представитель поколения, которое родилось после войны, я хотела бы особо подчеркнуть, что это объединение принесло нам мир. И несмотря на сложности и проблемы, которые существуют в ЕС, он остается местом мира, демократии и свободы и многие страны хотели бы присоединиться к этому союзу. Конечно, хотелось бы, чтобы при наличии всех этих общих целей, как экономических, так и политических, как военных, так и сельскохозяйственных, каждая страна могла сохранить свое лицо, собственную культуру, нравы, привычки и обычаи.

Я знаю, что в истории Беларуси были такие особенно ценные моменты, как, например, эпоха Возрождения. Мы не забываем и о трагических страницах XX века, когда белорусы много страдали как от сталинских репрессий, так и от нацизма. Конечно же, совершенно очевидно, что белорусский народ, белорусское государство хотели бы, чтобы здесь были мир и демократия.

— К сожалению, в последнее время в некоторых европейских странах мы наблюдаем столкновения на национальной почве. Не приведут ли эти процессы к тому, что Европа, как говорит кандидат в президенты Франции Николя Саркози, потеряет свою европейскость?

— Сегодня каждый народ имеет право представить свои ценности всему миру. Знакомство с другими культурами делает намного богаче всех нас. Толерантность — хорошее чувство, однако мы не всегда можем согласиться с развитием интегристских тенденций в Европе в настоящий момент (интегризм — этот термин во Франции используют для обозначения идеологии исламского экстремизма. — Н.Р.).

С националистскими тенденциями и проявлениями ксенофобии в Европе мы не можем мириться. Эта тенденция очень опасна, она присуща как Восточной, так и Западной Европе, и с ней надо бороться. Любой человек должен представляться в первую очередь как личность, а не как представитель той или иной религии. Ни религиозность, ни национальность не дают никаких преимуществ и не являются недостатками. Подобная позиция является основой французского государства, и мы ее будем защищать.

Что касается Беларуси, то, слава Богу, это не та страна, откуда идет нелегальная миграция. Правда, через вашу территорию пытаются пройти люди из других стран нелегальным способом. Мы уже говорили о своей готовности сотрудничать с белорусскими властями, чтобы совместно бороться с нелегальной торговлей людьми и противодействовать иным криминальным трафикам.

— Французы провалили на референдуме Европейскую конституцию, просигнализировав тем самым, что в единой Европе есть проблемы... Может быть, причина этих проблем в излишних шаблонах и стандартах?

— Конечно, брюссельские бюрократы в какой–то степени отделились от нужд и интересов граждан. Но, думаю, в этом вина не только Брюсселя, но и всех стран ЕС. Порой они соглашаются с теми решениями, которые принимаются еврочиновниками, и не имеют смелости объяснить согражданам их суть. Например, что касается принятия Европейской конституции: со стороны ее противников было много демагогии, много слов о том, что даже при отрицательном результате можно найти какой–то выход, а граждане любой страны очень чувствительны к проявлениям демагогии. Вы знаете, что в некоторых странах за Евроконституцию не голосовали, ее ратифицировали парламенты. Если бы голосование по Конституции выносилось на референдум, как во Франции, мы знаем, что этот вопрос не прошел бы и в других странах. Но все же, несмотря на кризисы, Европа движется вперед. Образование Евросоюза, с моей точки зрения, чудесное событие, ибо объединение в единое целое стран с многовековой историей за 50 лет само по себе уникально.

— Беларусь не является членом Евросоюза, но общеевропейское пространство включает и Беларусь. Мы считаем не очень демократичным, когда на этом пространстве есть барьеры. Визовые заборы не объединяют, а разъединяют граждан...

— Барьеры действительно защищают от высокого миграционного риска. Иногда политическая ситуация не позволяет установить правила свободного передвижения с теми или иными странами... Сейчас шенгенская виза стоит 60 евро. Здесь я должна заметить, что посольство Франции в Минске предоставляет бесплатно визы молодым людям до 25 лет, а также участникам культурных, образовательных программ во Франции. Такие визы в 2006 году составили 40 процентов от всех выданных.

В решении визового вопроса могли бы быть важными также предложения, изложенные в программе добрососедства, предлагаемой Евросоюзом для Беларуси. Ваша страна уже в течение 3 лет является непосредственным соседом ЕС, и мы очень хотели бы, чтобы белорусский народ смог разделять те же ценности и пользоваться теми же правами, которые присущи и другим народам европейского сообщества.

— Какие из реализуемых Францией проектов в Беларуси вы могли бы назвать приносящими конкретную пользу конкретным людям? Какие сферы сотрудничества считаете наиболее эффективными и перспективными?

— Я считаю очень важным сотрудничество в области культуры и науки. С моей точки зрения, очень полезны контакты между Академией наук и французскими учеными. Приезд в вашу страну французских музыкантов, преподавателей мастер–класса сближает нас культурно. Надеюсь, что в ближайшем будущем я смогу повстречаться с ректорами высших учебных заведений и договориться, чтобы молодые люди могли ездить во Францию и всячески развивать контакты со своими французскими сверстниками.

Мы очень хотели бы развивать наше экономическое сотрудничество. Со стороны французских предпринимателей к нам поступает много вопросов по поводу бизнеса в Беларуси, хотя, конечно, они сами принимают решение после изучения делового климата в стране. Мне кажется, что и посольство Беларуси во Франции старается работать с французскими предпринимателями, чтобы познакомить их с возможностями бизнеса здесь. Так что экономические связи, на мой взгляд, будут развиваться, но для этого нам нужно больше и лучше узнавать друг друга.

— Спасибо за беседу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter