Эксперт высказался о перспективах лицензирования для государственных и частных школ

Лицензия на безопасность образования


Несколько дней назад Президент Александр Лукашенко подписал Закон «О лицензировании». Одна из важных новаций — введение лицензирования дошкольного и школьного образования. Отмечается, что образовательная деятельность требует повышенного контроля со стороны государства, так как связана с формированием здоровой, идеологически устойчивой и разносторонне развитой личности. Лицензирование этой деятельности станет гарантом законности и качества оказываемых услуг, позволит оценить организацию образовательного процесса и не допустить появления в сфере образования субъектов хозяйствования, преследующих сугубо коммерческие цели в ущерб государству и личности. Нормы о получении лицензии государственными и частными детскими садами и школами вступят в силу сразу после официального опубликования закона, остальные положения — с 1 января 2023 года.

Из практики работы могу предположить, что для государственных школ введение лицензирования не станет большим новшеством. Наши учреждения образования каждые пять лет проходили аккредитацию. Создавались специальные комиссии профессионалов, которые изучали документацию, качество преподавания и другие аспекты работы школ. Также учитывали достижения учреждения, определяли существующие проблемы. И любой директор и завуч знали: нужно соответствовать критериям и постоянно совершенствовать образовательный процесс. Знаю, что уже сегодня администрации школ начинают работу по сбору документов. Лицензирование — это процедура, которая предусматривает подачу заявки, а затем принятие решения. Никакой дополнительной нагрузки на учителей в связи с этим не предвидится.

Отмечу, что само слово «лицензирование» давно в обиходе у нас в стране. Обычно оно касается важных сфер жизни. И прежде всего здоровья. Например, водитель маршрутного такси получил лицензию: ты едешь спокойно, уверен, что за рулем профессионал, он в ответе за твою жизнь и здоровье. То же самое и в системе здравоохранения. Если врачи оперируют без лицензии, мало кому захочется оказаться их пациентом. А школа — это не только образование, но и безопасность и психологическое здоровье детей. Практика отслеживания, как организован этот процесс, принята во многих странах. Например, в Израиле лицензирование школ введено в конце 1960-х годов. В Канаде менее 1 процента частных школ, но лицензию каждая из них получает от министра образования. В России также введена эта процедура. Конечно, в разных странах есть отличия. Но есть требования — безопасность образовательного процесса, наличие единых программ и соответствие государственному стандарту. Мы все, государственные и частные, должны работать на основе одних и тех же нормативных документов. Отличия есть, и не всегда в пользу дорогих частных. У государственных — отдельное здание, библиотеки, спортзалы... Кажется, мелочи, но от наличия мяча и урока физкультуры может зависеть и здоровье ребенка. В школах Беларуси созданы музеи, на базе которых можно проводить воспитательный процесс. А еще пионерское движение, БРСМ, патриотическо-краеведческие движения, кадетские классы, клубы исторической памяти… Сомнительно, что у «частников» это есть. Со стороны кажется, что это несущественно, а на деле такие моменты — ключевые в воспитании гражданина своей страны.

Лицензирование, на мой взгляд, уравняет государственные и частные учреждения, всем придется работать по единым требованиям. В то же время Министерство образования получит возможность контролировать условия воспитания и обучения детей. Новые правила работы уравняют нас и в обязанностях. Многие учреждения образования должны будут подтянуться к государственному уровню. И те органы управления, которые дают лицензию, по сути возьмут на себя ответственность за частные школы, если те их получат.

Уровень белорусской педагогики остается чрезвычайно высоким. Совсем недавно я участвовала в седьмом съезде учителей и работников образования стран СНГ в Астане. Работало несколько секций, большинство из них открывали представители Беларуси. Кроме того, на приуроченном к съезду II Международном фестивале педагогического мастерства белорусы лидировали в различных номинациях по количеству призовых мест. Зарубежные коллеги отмечают высокий уровень наших специалистов в области хай-тек-технологий. Каждые три года школьный учитель проходит повышение квалификации на базе областных институтов развития образования, а некоторые — в Академии последипломного образования, в лингвистическом университете. Сейчас жизнь стремительно меняется. Педагогика, как всякая наука, не стоит на месте. Для того чтобы учитель соответствовал современным требованиям, он должен узнавать о новинках методики преподавания своего предмета. Иногда курсы могут проходить заочно. Подготовлены пакеты лекций, заданий с использованием цифровых технологий. Мы постоянно совершенствуемся, сдаем экзамены на вторую и первую категорию, затем учителя-методиста. Быть учителем почетно и трудно. Главное — совершенствоваться ради детей.

Галина БЕЛЯЕВА, член республиканского и Могилевского областного совета РОО «Белая Русь», заместитель директора СШ № 34 Могилева, учитель истории.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter