Что такое всеобщее среднее образование и почему лицеи станут колледжами

Лицеи и колледжи: не надо путать

Министерство образования огласило две важные позиции, которые заложены в новой редакции Кодекса об образовании. Первая: переход на обязательное всеобщее среднее образование. Вторая: лицеи системы профессионально-технического и среднего специального образования сменят название, чтобы избежать путаницы. Что стоит за этими предложениями?


О переходе на обязательное всеобщее среднее образование у нас заговорили еще 2 года назад во время Республиканского педсовета с участием Президента. Тогда же была принята своеобразная «дорожная карта» с соответствующим посылом и специалисты подчеркивали: есть государственный запрос на образованного гражданина и высококвалифицированного работника. Сейчас, напомним, обязательно отучиться 9 классов, то есть получить образование базовое. Впрочем, речь о какой-то новации не идет, да и не придется всем сидеть за школьной партой 11 лет, ведь есть варианты освоить программу старших классов параллельно с профессией в учреждениях профтехобразования и среднего специального. По словам министра образования Игоря Карпенко, этот принцип уже работает и у нас практически все в итоге проходят учебную программу с 1-го по 11-й класс. Официальное признание, что от обязательного базового страна перешла к обязательному общему среднему образованию, еще и улучшит наши позиции в рейтинге индекса человеческого развития.

Как пояснили в Минобразования, лишь мизерный процент учебных учреждений предлагает сейчас выпускникам базовой школы сразу погружение в профессию без доучивания школьных уроков.
Сегодня после 9 классов специальность у нас получают около 50,7 тысячи человек, из них лишь 706 (1,4%) при этом не изучают одновременно предметы общего среднего образования.
Здесь можно выделить две категории, уточняет Татьяна Артемьева, консультант главного управления профессионального образования министерства. Первая — лица, которые отбывают наказание и получают профессионально-техническое образование в филиалах учреждений образования на территории исправительных учреждений. Это около 600 человек, но из них 125 учатся в филиале Бобруйского государственного строительного профессионально-технического колледжа, где профессию осваивают во вторую смену, а в первую есть возможность изучать программу старшей школы. В итоге выпускники получают два документа: школьный аттестат и диплом о получении профтехобразования. Вторая категория — воспитанники спецПТУ. Таких учреждений закрытого типа в стране 3, здесь тоже можно получить, пусть и по раздельности, общее среднее и профессионально-техническое образование.

Что же касается лицеев системы профессионально-технического и среднего специального образования, то не надо, чтобы их путали с тезками, где на более высоком уровне осваивают программу 10 — 11-х классов. На этом недавно сделал акцент и Игорь Карпенко: «Исторически лицей был все-таки в системе общего среднего образования, а не профессионального». Суть в том, что профессиональные лицеи в будущем сменят название. Как пояснил начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович, в новой редакции кодекса заложено определение «колледж», которое должно заменить и «профессиональный лицей», и «профтехколледж», и «ссуз». Не исключено, что будет еще дифференциация, ведь сегодня эта система подготовки очень сложная: ряд ссузов обучает еще и по программе профессионально-технической, а учреждения профтехобразования набирают учащихся и по программе среднего специального.


Фото: БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter