Литературные объединения: где в Беларуси «учат» на поэтов и писателей?

Литературный дом семейного типа

Чтобы поступить в московский Литературный институт, когда-то требовалось два года трудового стажа: считалось, писатель должен иметь жизненный опыт. Но жизнь часто говорит иначе: в отсутствие таланта опыт бесполезен. Создать среду, в которой талант получает достойную «огранку», в Беларуси помогают литературные кружки и объединения. Для молодых авторов это не только тот самый первый шанс быть услышанными и замеченными, но и возможность найти поддержку, услышать глас единомышленников. Здесь начинающим литераторам могут дать необходимую подпитку, подтвердить неслучайность выбора и обратить внимание на некоторые ошибки, свойственные авторам в начале их развития. Гораздо сложнее, утверждают литераторы со стажем, расти на мертвой почве, если на ней вообще возможно вырасти.

Молодые голоса 

По информации Союза писателей Беларуси, в нашей стране сегодня действует более 60 литобъединений, многие из которых уже оставили заметный след в современной белорусской поэзии и прозе. Поэт, прозаик, переводчик Михаил Поздняков много лет руководит сразу несколькими минскими литературными студиями. «Шчырасць» работает при библиотеке № 22, поэтический клуб «Парнас» — при библиотеке № 5. Но главное творческое детище Позднякова — Школа юного поэта при столичном объединении Союза писателей. 

— Каждый год мы проводим конкурсы для студентов, старшеклассников и творческой молодежи. Победителей приглашаем в Школу юного поэта, где я работаю с каждым индивидуально. Проходят и коллективные занятия. Разбираем произведения, я их редактирую, помогаю подготовить к публикации в журналах и газетах. Также мы помогаем молодым авторам издать свои книги в серии «Мiнскiя маладыя галасы». Уже вышло более 50 книг, почти два десятка авторов стали членами Союза писателей. Одна из наших студенток, Екатерина Ровдо — известный сегодня литератор, член СПБ. Поэтому неудивительно, что она сама возглавила литобъединение — клуб любителей художественного слова «КЛУмБа» при Фундаментальной библиотеке БГУ. 


Михаил Поздняков уверен: первоочередная задача таких «iмпрэз» — не научить писать талантливые стихи и рассказы, а создать среду, в которой талант получит достойную «огранку». 

— Невозможно научить писать художественные произведения тех, у кого нет способностей. Но талант — это еще не все. Бесконечная работа над собой, своими мыслями, фразами, образами, строфой — вот что определяет успех. Были у меня талантливые, но «скороспелые» студенты. Писали, что‑то не получалось, и они сразу бросали. А вот самые настойчивые, трудолюбивые остаются в литературе. 

К слову, серьезную писательскую учебу в Минске предлагают не только клубы и объединения. Так, на курсы литературоведения и литературного воспитания, которые проводят в гимназии № 41, приглашает поэтесса Анна Мартинчик. Работают в столице и несколько театров поэзии, где в том числе можно услышать композиции на стихи отечественных современных авторов. Самый известный из них — Минский городской театр поэзии, созданный четыре года назад по инициативе Союза писателей при библиотеке имени Янки Купалы.
По данным Союза писателей, в Минской области действуют три литобъединения (в Воложине, Узде и Дзержинске) и один клуб композиторов и поэтов.

Энергия для таланта

В регионах поэтическое слово миру несут почти четыре десятка студий. Рекордсмен по количеству творческих единиц — Витебская область, где действует 22 (!) литературных клуба. Три из них находятся в Полоцке. Старейшему из них — «Наддзвiнню» — уже 95 лет, «Полоцкой ветви» — чуть более четверти века. Собственные творческие мастерские имеются и в каждом крупном райцентре: Глубокое, Лиозно, Лепель, Ушачи, Толочин, Россоны… Руководитель областного отделения Союза писателей Тамара Краснова‑Гусаченко такое количество талантов связывает с энергией, которую дает людям витебская земля:

— Она необыкновенной силы. Здесь начался путь десятков выдающихся представителей нашей культуры: Франциска Скорины, Василия Тяпинского, Симеона Полоцкого, Василя Быкова, Владимира Короткевича, Евдокии Лось… Я давно убедилась: Витебщина — особенное место. Почувствовала это на себе. Я родилась в Брянской области, но давно живу здесь, продолжаю богатые литературные традиции витебской земли.

Крупные литературные очаги на соседней Могилевщине — областной центр и город Горки. Там, к слову, работают сразу два литобъединения — «Роднае слова» при историко‑этнографическом музее и «Парнас» при сельскохозяйственной академии. В «Парнасе» к прозе и поэзии тянутся не только студенты, рассказывает руководитель Андрей Пугач:

— Приходят также преподаватели, аспиранты, молодые ученые. И конечно, среди учеников мы ищем тех, кто имеет способности к литературному творчеству, приглашаем их на занятия. Многие «парнасовцы» со временем стали членами Союза писателей, мы помогаем им издавать книги, готовим к публикации произведения в нашем сборнике «Акадэмiчны вянок». История объединения тесно связана с историей самой академии. Интересный факт: автор самого популярного белорусского произведения XIX века — поэмы «Тарас на Парнасе» — был студентом нашей академии, которая тогда назвалась Горы‑Горецкий земледельческий институт. Так что нашим «парнасовцам» есть на кого равняться. 
Литературные кружки и объединения — шанс для молодых авторов быть замеченными.
Богата на любительские литобъединения и Гомельщина. Правда, все они находятся в областном центре. Что интересно, при местном объединении Союза писателей работает не только Школа молодого литератора, но и консультационный пункт, который возглавляет председатель отделения Владимир Гаврилович:

— Ежемесячно и по факту обращения мы даем литературные консультации начинающим авторам, любителям художественного творчества, участникам различных конкурсов. В прошлом году мы также провели первый Международный слет самодеятельных клубов и объединений. В нем приняли участие 89 представителей 10 литобъединений из Беларуси, России и Украины. Гран‑при, что приятно, завоевали участники гомельского объединения «Пралеска» и клуба «Желаю вам!» Неклиновского района Ростовской области. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter