Литература - кот в мешке?

Раиса Андреевна БОРОВИКОВА - поэтесса, драматург.
Раиса Андреевна БОРОВИКОВА - поэтесса, драматург. Лауреат Госпремии Беларуси. Автор исторической драмы "Барбара Радзiвiл", книг поэзии, сказок для детей. Главный редактор женского журнала "Алеся".

Сегодня мы ведем разговор с Раисой Андреевной на очень болезненную для белорусских литераторов тему, назовем ее условно "Писатель и издатель".

Нынче белорусскому писателю издать книгу чрезвычайно сложно. А в памяти тех, кто издавался в 70-х и 80-х годах, - другие времена. Через каждые 3 - 4 года у члена Союза писателей выходила книга. Да какая! По высшему классу полиграфического мастерства. Все расходы на себя брало государство. Писатель мало задавался вопросом: а будет ли раскуплена его книга? Теперь совсем другие времена, и смириться с новым положением сложно. Часто в разговоре с писателями ловишь интонации обескураженности.

- Раиса Андреевна, проблемы книгоиздания - это сугубо наши, белорусские, или в России есть подобные?

- В России, в Европе картина другая. Процесс книгоиздания ушел далеко вперед. Много коммерческих, маленьких издательств. Новые технологии позволяют делать книгу чуть ли не на дому. Многие писатели имеют компьютеры, набирают свои произведения и сами приходят к издателю с дискетой, на которой готовый текст. Остается только сделать массовый тираж.

В Беларуси же мало коммерческих издательств и весь груз книгоиздания лежит на государственных. Да и их к тому же всего два - "Юнацтва" и "Мастацкая лiтаратура". Потому сколько есть у нас писателей - все с вожделением взирают на них. Но издать всех пишущих невозможно. А те несколько коммерческих издательств, что есть, "гонят" коммерческую литературу. Здесь еще добавляет сложностей языковая проблема. Коммерсант, издавая книгу, в расчет обязательно берет не только белорусский, но и российский рынок.

- Вот мы и подошли, пожалуй, к самой неразрешимой проблеме: рынок и творчество. С одной стороны, рынок - это объективная реальность, его не миновать, не обойти его законы. С другой - если ориентироваться сугубо на рынок, искусство просто зачахнет, серьезная литература не выживет. Как быть?

- А у нас вся жизнь разновекторная. Это норма. Но как бы интересы ни шли в разные стороны - они все равно где-то встретятся, переплетутся и опять разойдутся. Нужно уметь жить в разновекторном мире. Потому начнем спокойно рассуждать, искать новые формы работы с книгой.

Я недавно в библиотеке столкнулась с таким явлением. На полке - очень красивые детские книги, изданные нашими издательствами, но их боятся выдать для чтения ребенку. Мол, книги - очень дорогие... А рядом - тоненькие, серийные, типа "Чтение для девочек" каких-то коммерческих издательств. (Уверяю вас, еще нужно посмотреть, что в них, я держала в руках "коммерческие" книжки - в них грамматических ошибок полно, не говоря о прочем.) Хотя серийный выпуск литературы очень перспективен, и нашим ведущим издательствам не мешало бы действовать более адресно. Скажем, если бы мне попалась в руки книга "Чтение для 50-летней женщины", я бы сначала снисходительно усмехнулась, а потом все-таки заинтересовалась, что там? И купила бы!

В советские времена многими издательствами выпускались серии "Современная новелла", "Историческая новелла", "Современная проза и поэзия о любви". В таких сборниках публиковалось 6 - 12 авторов... Может быть, следует вернуться к такой практике?.. Ведь 12 авторов и 12 их книг не повезешь на престижную книжную ярмарку, а вот "Современную белорусскую новеллу", прилично изданную, - можно. Читатель сразу познакомится со многими именами и получит возможность составить представление, а что же там, в белорусской литературе, происходит.

Нужно сказать огромное спасибо и тому человеку, который придумал когда-то "Школьную библиотеку", - она адресная, 100 процентов дотируется, дешевая, ее имеют все библиотеки. Вот исходя из такой практики следует идти дальше в книгоиздательском деле... Или вот проблема. В середине 90-х в Америке вышел широкоформатный мультфильм "Король-лев". Везде афиши с мордочкой львенка, в одночасье эта мордашка уже красовалась на детских майках, носочках, делались всевозможные игрушки, происходила взаимореклама... Я понимаю - это бизнес, давно поставленный на широкую ногу. Тягаться с Диснеем нам тяжело... Но уверена, что-то подобное пора начинать делать и нам. Освоить отечественный рынок вполне по силам... По моей пьесе "Барбара Радзiвiл" шесть лет шел спектакль с полными аншлагами. Теперь с такими же аншлагами идет "Чорная панна Нясвiжа" по пьесе Алексея Дударева. Где наши промышленники? Парфюмеры?! Почему бы по образцу прославленной польской фирмы "Пани Валевска" не делать свою парфюмерию? Представляете: духи "Барбара Радзiвiл" или "Чорная панна"... Откуда такие имена?.. И ответ: "А это наша история, наша литература". Или вот еще момент. Есть ли у нас национальный герой в современной детской книге?! Совсем недавно дети зачитывались "Карлсоном, который живет на крыше", так, может быть, стоило бы объявить конкурс на увлекательную, занимательную книгу типа "Бульбинка, которая не хочет жить в корзине"? И чтобы тут же эта Бульбинка появилась на детских маечках, чтобы магазины торговали игрушками, изображающими эту Бульбинку... И тогда книга бы расхватывалась, игрушки тоже...

Кстати, о конкурсах. Пока очень сложно взаимодействуют издатели и продавцы книг. Редакторы в издательствах знают все об авторах и их книгах. А в Белкниготорге имеют только тематические планы и коротенькую аннотацию об авторе и книге. Это практически выбор втемную. Критика готовящейся к изданию книги в периодике отсутствует. По принципу: нет книги - нет и критики. Написанное литературное произведение, по сути, как кот в мешке, поэтому продать даже очень хорошую книгу очень сложно. Вот тут-то и нужны конкурсы! Как у соседей в той же России - и Анти-Буккер, и для тех литераторов, кому не исполнилось 30, и т.д. и т.п.

Объявленный конкурс это не только премии - это реклама на ТВ, радио, в периодике. Рукописи оценивают критики. Вокруг рукописей идут разговоры. Появляются спонсоры - внимание бизнеса к культуре. Победители имеют возможность издать свое произведение. Это тебе уже не кот в мешке. Писатели чувствуют внимание общества. А ведь это один из главных стимулов творчества...

- А быть может, книга не будет уже нужна в третьем тысячелетии? Дискеты. Интернет. Информация - Бог. Зачем полки с книгами? Пыль. Захват жилого пространства...

- Дискета - виртуальна. Книга - материальна. Через нее к нам пришли из глубин веков Гомер, Вергилий, Сенека. И потом - вдруг мы вступили в новое тысячелетие, которое ничего после себя не оставит! Компьютерный вирус однажды возьмет и все сожрет.

- Сурово вы! Как-то разговор наш стал пессимистичным. А если найти в нем светлые тенденции?

- Вернусь к моему визиту в библиотеку. Он состоялся в воскресенье. На Покров, 14 октября. Серебрянка. Библиотека полна людей. В читальном зале одна молодежь. Поинтересовалась у библиотекаря - молодежь в основном читает историческую литературу, книги по психологии, классику. Значит, нужна книга!

Бывает, разговариваю на книжных развалах с продавцами. Они категорически заявляют: люди возвращаются к классике, народ устал от масс-культа. Я как редактор журнала, имеющего большую почту, вижу: наш народ - гуманитарная нация. Нас заваливают стихами, письмами-размышлениями о жизни. Мы никогда не откажемся от того, чтобы первую книжку с картинками прочла малышу мама. Нам никогда не будет безразлична книга - красивая, обязательно грамотная, обязательно талантливая. И чтобы так было, забота об этом должна касаться не только писателя, издателя, но и всего общества в целом. Книга - суть нашей цивилизации, ее духовная основа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter