Литература и фаст-фуд

Что читает провинция?
Что читает провинция?

Помните героиню Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит»? Находящаяся в вечном поиске богатого мужа Людмила, создавая образ интеллигентной девушки, читала в метро «Три товарища» Ремарка. Сейчас томик Ремарка ни в метро, ни в автобусе, ни в электричке не увидишь, как и Евтушенко и Вознесенского, Булгакова и Короткевича. Да и вообще, человек, читающий книгу в транспорте, — нечто из разряда «очевидное — невероятное», на мой взгляд. Чаще пассажиры разговаривают по мобильнику или слушают «флэшки», в крайнем случае — лениво листают газету или журнал...

До сих пор книга для меня — нечто священное, полюбившийся роман или повесть могу перечитывать снова и снова. Помню, первый раз приехав в Ригу студенткой–первокурсницей, вместо экскурсии добрую половину дня простояла в очереди — «выбросили» книги. Вот они, привезенные из старого города томики, до сих пор со мной — Димфна Кьюсак, обожаемый мной Кальман Миксат и Катаевский «Алмазный мой венец». Не забуду и 25 кило макулатуры, собранные не для пионерских отчетов, а для того, чтобы купить Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита», сразу же прочитанный дважды, упорхнул из моих рук в комнаты студенческого общежития и вернулся лишь через год — потрепанным, зачитанным до дыр. Даже сейчас не могу себе представить, сколько же людей тогда прочитало эту книгу, если передавали ее друг другу только на ночь!

Сейчас, заходя в книжный магазин в родных Барановичах, долго вглядываюсь в цветные корешки, выставленные на полках. Редко возникает желание книгу достать и просмотреть аннотацию. Магазин заполнен книжным «фаст–фудом», «повестюшками» и романчиками, которые проглатываются быстро и столь же быстро безвозвратно исчезают из нашей памяти. Питание сытное, но, увы, не здоровое! Сама недавно «подсела» на популярную Устинову и, пролистав с десяток маленьких книжонок, с ужасом поняла, что не могу вспомнить ни одного прочитанного слова... На полках магазинов — та же Устинова вкупе с Донцовой, Поляковой, Дашковой. Обоймой выставлены импортные женские романы да всевозможные похождения Слепых и Бешенных.

Говорят, спрос формирует предложение. То есть здесь, в книжном, в отличие от библиотеки, преобладает именно та литература, которую мы спрашиваем. Конечно, в больших городах еще сохранились некоторые традиции книжной торговли...

— Принципы работы, сформированные в минувшие годы, у нас остались, — делится со мной Валентина Федорова, ведущий торговый инспектор ОАО «Бресткнига» (этой организации принадлежат крупнейшие книжные магазины в Бресте, Барановичах и Пинске). — Мы и покупательский спрос изучаем, у нас и учет проданной литературы ведется, и покупателям нашим предлагаем каталоги различных издательств, и не отвергаем такую форму, как заказ литературы.

Такая вот серьезная ассортиментная политика, можно сказать, что государственная, потому что 98 процентов акций «Бресткниги» именно государству и принадлежат.

В малых городах — сложнее. Здесь книжная торговля отдана на откуп частнику. Конечно, в районных центрах сохранились небольшие книжные магазинчики или отделы, принадлежащие райпо. Но, увы, картина в них невеселая — все тот же «фаст–фуд». Например, в магазине Иваново белорусская литература уместилась на половине полочки, классики оказалось и того меньше — представлена одним Шукшиным.

— Продаем то, что спрашивают. А просят в основном сентиментальную литературу, — вздыхает продавец с 30–летним стажем Анастасия Ивановна Давыдович. — Белорусских авторов и классику берут разве что взамен утерянных в библиотеке.

Но все ли так безысходно? На мой взгляд, унывать книголюбам не стоит. Просто читательский вкус, как и любой другой, надобно формировать — неторопливо, ненавязчиво, тактично. И если школа этого сделать не в состоянии, а «коммерсанты» гонятся лишь за прибылью, возможно, этим как раз и должны заняться государственные книжные магазины?

— По–моему, контроль государства за книжной торговлей должен быть жестче! — уверена Валентина Федорова. — Пусть частник формирует ассортимент своего магазина, так же как и мы. И пусть бы соблюдался баланс между серьезной литературой и «фаст–фудом»!

Лично я с этим мнением согласна. Может, тогда не придется мне в выходные отправляться в поход по книжным ярмаркам и магазинам Минска в поисках авторов, о которых в Барановичах и слыхом не слыхивали...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter