Листая страницы истории

Вот и принял младший брат древнего Турова город Каменец эстафету проведения праздника, который в нашей стране с каждым годом прибавляет не только в народной популярности, но и в исторической содержательности. В последовательности этой преемственности есть определенная закономерность. Каменец примерно на четыреста лет младше Турова, где в минувшем году проводился День белорусской письменности и славянской культуры. Но между разделенными веками бытия и сотнями километров землями, на которых стоят эти города, существует глубокая временная связь эпохального масштаба.
Вот и принял младший брат древнего Турова город Каменец эстафету проведения праздника, который в нашей стране с каждым годом прибавляет не только в народной популярности, но и в исторической содержательности. В последовательности этой преемственности есть определенная закономерность. Каменец примерно на четыреста лет младше Турова, где в минувшем году проводился День белорусской письменности и славянской культуры. Но между разделенными веками бытия и сотнями километров землями, на которых стоят эти города, существует глубокая временная связь эпохального масштаба. Грозной каменецкой башни не было еще и в помине, когда на заре минувшего тысячелетия разгорелась борьба за трон крестившего Киевскую Русь Владимира между его сыновьями — новгородским князем Ярославом и Святополком, правившим тогда Турово-Пинским княжеством. Потерявший разбитое родным братом войско, Святополк, спасаясь бегством, вынужден был, как утверждает летописец, по пути к соседним правителям сделать остановку в Берестье, являвшемся тогда, судя по историческим картам, самой западной окраиной Киевской Руси. Поверженный Святополк, прозванный в народе Окаянным за то, что сгубил своих братьев Бориса и Глеба, только этим и оставил свой печально заметный след в истории. А воцарившийся на киевском престоле Ярослав, названный людьми Мудрым, на время объединил славянские княжества в военно-политическом союзе. Относительно неплохо жилось под его началом подданным, судя по раскопкам семидесятых годов минувшего столетия, проведенным на территории Брестской крепости ученым-археологом Петром Лысенко. (Окончание на с.3) В археологическом музее здесь сегодня можно увидеть не только орудия труда, но и предметы быта, которыми на протяжении столетий пользовалось не одно поколение берестейцев, свидетельствующие о том, что жили они не только хлебом единым. Есть здесь стилизованные фигурки шахмат, женские ювелирные украшения, покрытые воском дощечки для письма. Среди них уникальная находка участвовавшего в археологических работах брестского школьника Виктора Петруковича — самшитовый гребень с буквами старославянского алфавита. Вновь обострившаяся после смерти Ярослава Мудрого борьба его сыновей и внуков за княжеские вотчины, по всей вероятности, стерла бы с лица истории следы дрыгвичей, как называет живших тогда на берестейской земле людей ученый Петр Лысенко, если бы на юго-западной окраине Киевской Руси не поднялась звезда военно-политического таланта еще более дальнего потомка Рюриковичей — князя Даниила Романовича Галицкого. Это он, утвердившись на княжеском престоле Галицко-Волынского княжества в Галиче, умел ладить и с Папой Римским, благословившим его коронацию, и с ханами Золотой Орды, обходившими стороной города на Волыни и в Прикарпатье. Заняв Киев, Даниил Галицкий поставил править на Волыни своего брата Василько Романовича, сын которого Владимир и приказал «градорубу» Олексе вместе с местными жителями заложить севернее Берестья укрепленное поселение на реке Лесной там, где стоит теперь Каменец. К 1288 году зодчий завершил здесь возведение уникального оборонительного сооружения — тридцатиметровой башни со стенами толщиной 2,5 метра. Существует предположение, что такие же грозные башни были поставлены в появившихся тогда городах Камень-Каширском на Волыни и Каменке Бугской в Прикарпатье. Города-братья стали мощными форпостами на подступах к Галицко-Волынскому княжеству, которому часто приходилось решать споры с соседями силой оружия. Не было оно застраховано, по-видимому, и от внутренних родственных распрей. В 1289 году Каменец захватил и полностью разрушил внук Даниила Галицкого дрогичинский князь Юрий Львович. В последующие века судьба города закружилась в водовороте военно-политических событий, связанных уже с именами видных правителей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Входил город во владения князя Кейстута, не раз переходил из рук в руки во время борьбы за власть и землю между Витовтом и Ягайло, трижды стояли у его стен войска крестоносцев, которые однажды полностью сожгли город и увели в полон тысячи местных жителей. Но Каменец всегда возрождался после таких военных потрясений, и на определенных этапах истории его экономическое значение даже брало верх над военно-стратегическим. Обладая Магдебургским правом и находясь на перекрестке водных и сухопутных торговых маршрутов, город был в числе крупных по тем временам торгово-ремесленных центров. Через пересекающиеся экономические интересы здесь происходило взаимопроникновение культур многих славянских народов, живущих на европейских просторах между Балтикой и Черным морем. Этот период в биографии Каменца, наверное, известен нашим современникам еще меньше, чем годы его становления. Поэтому райцентром и его окрестностями сегодня серьезно интересуются белорусские ученые-археологи. Кандидат исторических наук Александр Башков вместе со студентами Брестского государственного педагогического института ведет здесь историко-поисковые работы вот уже шесть лет. Кстати, именно подготовка Каменца к приему большого праздника этим летом и прервала археологические раскопки на месте древних поселений. Но только на время. Результаты раскопок и архивно-исторических исследований уже сейчас дают возможность молодому преподавателю вуза говорить о том, что в историю Каменца вписаны совершенно новые страницы, которые внесут в понимание его биографии кардинально новые взгляды. С ними Александр Башков познакомит сегодня аудиторию во время научно-практической конференции «Каменецкие чтения», которая состоится в городском кинотеатре «Мир» накануне открытия праздника. Пожалуй, его выступление с докладом «История и итоги архитектурных исследований в городе Каменце» будет одним из значимых и интересных на этом форуме. С практическими же результатами ведущихся здесь археологических раскопок участники нынешнего праздника смогут познакомиться, поднявшись на ярусы Каменецкой вежи. Еще в августе здесь открылась историческая выставка, экспозиционную основу которой составили находки, сделанные при раскопках Александром Башковым и его студентами. Есть большие энтузиасты и уникальные знатоки истории своего города и в самом Каменце. Современным летописцем называют здесь Георгия Мусевича. Он всю жизнь занимался краеведением и сбором материалов, связанных с прошлым древнего города. Его публикации в СМИ дали творческие подсказки многим журналистам и ученым. Выйдя на пенсию, он и сам издал ряд интересных и уникальных книг, касающихся малоизвестных исторических эпизодов. Один из них связан с историей православной реликвии Каменца – чудотворной иконы Каменецкой Божией Матери. Она была написана, как утверждают историки, самим основателем города волынским князем Владимиром и передана им в дар первому построенному здесь православному храму – Благовещенской церкви. Со временем икону передали Симеоновскому соборному храму. Настоятель этого храма отец Лев, как-то узнав о приезде в Беловежскую пущу царя Николая ІІ, добился у него аудиенции и просил помощи в реставрации Каменецкого Столпа (к тому времени башня пришла в запустение, а местные жители начали разбирать ее кирпич на свои нужды). В знак признания за участие в сохранении архитектурно-исторического памятника священник подарил Николаю ІІ подлинник иконы. Дальнейшая ее судьба неизвестна, но Георгий Мусевич знал, что существует древняя копия древней реликвии. Только в 1988 году он обнаружил ее с обратной стороны иконостаса в Симеоновском соборном храме. С разрешения руководящих церковнослужителей реставрацию древней копии сделал местный художник Михаил Максимович, и теперь она заняла достойное место на церковном аналое. Помолиться и поклониться Каменецкой Божией Матери идут теперь верующие со всей округи. Георгий Мусевич надеется, что каменецкое празднование Дня белорусской письменности и славянской культуры будет способствовать тому, что город и в дальнейшем сможет приумножать традиции вдумчивого сохранения историко-архитектурного наследия. По мнению знатоков, оно настолько богато, что Каменцу, кроме историко-краеведческой экспозиции в древней веже, необходим еще и отдельный городской музей. Здесь уже давно пора обозначить некоторые памятные исторические места. Например, на том месте, где стояла Каменецкая ратуша, не мешало бы установить знак с надписью о том, что в 1503 году город получил Магдебургское право, которое в те времена предоставляло определенную экономическую самостоятельность и налоговые льготы. Только малоприметный холм остался на месте, где когда-то возвышался княжеский дворец, построенный Владимиром Васильковичем и простоявший до начала ХІХ века. Не лишним было бы знать современным потомкам, что в нем обитали князья волынские, литовские, а в его стенах принимали послов как от Папы Римского, так и от повелителей Золотой Орды, Великого Новгорода и Москвы. Все эти пожелания звучат сегодня в унисон современной идее создания в республике индустрии внутреннего туризма. Действительно, Каменец смог бы стать настоящей жемчужиной «золотого кольца» богатой историческим наследием Брестчины, если бы таковое было создано здесь по примеру всем известного российского владимиро-суздальского туристического маршрута. Это была бы уже совершенно новая страница в истории древнего города.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter