«Ноябрь».
В основе фильма — роман «Ноябрь, или Гуменщик» известного и весьма авторитетного писателя Андруса Кивиряхки. Этот 47–летний автор славится не только необычными детскими историями, не только особым пристрастием к национальным темам, но и блестящим юмором, которым отличаются как его литературные произведения, так и авторские журналистские колонки в эстонской газете. «Ноябрь» — своеобразный микс юмористической сказки, волшебного фэнтези, трагической мелодрамы. Границы между этими жанровыми форматами настолько зыбкие, что практически невозможно заметить, как, когда и где юмористический рассказ превращается в грустное повествование об обездоленных и жалких, смешных и жестоких, нищих и хитроватых жителях одной эстонской деревни. Чего и кого только нет в этой прекрасной фантасмагории: молодой крестьянин Ханс, влюбленный в господскую дочку; очаровательная Лийна, безнадежно влюбленная в Ханса; грубый мужлан Эндель, за которого отец хочет выдать замуж Лийну; экстравагантный дом и челядь местного хозяина; покладистые и норовистые домовые, собственноручно сделанные крестьянами из подручного инвентаря для помощи по хозяйству; встреча с душами умерших родственников в лесу; поиск захороненного сокровища и поединок с нечистой силой. Далекие, нереальные сюжеты постепенно превращались в поучительную притчу о человеческой жадности, о вечном стремлении к собственности, о непрекращающемся желании что–то иметь. Главные герои хотели получить любовь, а второстепенные персонажи — прибыль на продаже краденого, найти спрятанные сокровища или просто реализовать свою жажду жить, получать богатство и удовольствие.
Трудно представить, но это произошло: история эстонских языческих преданий, мифологических сюжетов, загадочных мистерий стала близкой и понятной людям разных национальностей, ментальностей, киновкусовых предпочтений. Возможно, потому, что мифологические сказания как общая праистория некими фантомными импульсами до сих пор отзывается в душе каждого из нас. Но, возможно, еще и потому, что «Ноябрь» представляет потрясающую по визуальной красоте, изысканную живописную фреску, где невероятно пульсирует свет, где по особенному расступается тьма, чтобы сделать видимым то, что скрыто от глаз, где абсолютно естественно соединяются земное, бытовое и вечное. В этом фильме все сошлось лучшим образом: история, сюжет, изображение, звук, соединившись в единое целое, как будто раскрыли некий глубинный метасмысл так, что все почувствовали себя причастными к той далекой, «невсамделишной» истории. Полное отсутствие зрелищных спецэффектов, минимум диалогов, максимум визуального изыска придают этой черно–белой картине, как будто специально снятой в стиле послевоенного кино прошлого века, особый стилевой шарм.
Будет «Ноябрь» с «Оскаром» или не нет — уже не столь важно, хотя и желательно. Важно, что он уже вошел в историю мирового кино как один из самых ярких, подлинно национальных фильмов, открывающих общечеловеческие смыслы и ценности. А еще важно, что благодаря этому факту Эстония начинает занимать свое место в мировом кинораскладе. В Беларуси тоже достаточно национальных преданий, историй, сюжетов. Правда, своего места в этом раскладе еще нет.
lpsm3163@mail.ru