— «Лiстапад» я нежно люблю и каждый год стараюсь приехать в Минск в ноябре — снимать, так сказать, сливки с мирового киноэкрана. Не ошибусь, если скажу, что на форумах в Венеции и Каннах бывает жалкая горстка критиков, основной же зритель не имеет возможности наслаждаться премьерами непосредственно на этих фестивалях. Но, к счастью, есть «Лiстапад», в оптическом фокусе которого благодаря профессиональной и скрупулезной работе отборщиков на экране предстает вся палитра мировой кинематографии за год, и в этом смысле ваш форум, конечно, уникальный. Замечательная идея и с основным конкурсом — отслеживать новинки кино постсоветских стран и восточноевропейского блока. Мы совершенно потеряли из виду кинематограф Венгрии, Болгарии, Грузии и других стран, объединенных коммунистическим прошлым. И ваш фестиваль, по–моему, единственный, где отслеживается судьба кинематографа на этих огромных пространствах и территориях. В этом году ни один из фильмов основного конкурса меня не разочаровал. И, по правде сказать, я не завидую членам жюри, их выбор будет нелегким. Главное, по каким критериям они будут оценивать ленты? С одной стороны, грандиозная картина «Аритмия», которая прошла уже в России в прокате с большими кассовыми успехами для своего сегмента. Я эту работу Бориса Хлебникова считаю совершенно грандиозным явлением в российском кино. В фильме столько болевых точек дня сегодняшнего, он наполнен кровью, потом и гноем. И вдруг мы смотрим чешскую картину «Маленький крестоносец» Вацлава Кадрнка, исполненную визуального совершенства. Это кино авторское, которое уходит в притчу и чурается современной реальности, любого бытовизма. Вот как это оценивать на одних весах? Могу только еще раз жюри посочувствовать.
«Гранатовый сад»
Будем откровенны, любое судейство в творческих соревнованиях — вещь совершенно субъективная. Сбивает с ног кыргызский фильм «Кентавр» режиссера Актан Арыма Кубата — философское размышление о судьбе некогда славного народа, раздираемого сейчас предрассудками как религиозными, так и политическими. Азербайджанский «Гранатовый сад» Ильгара Наджафа напоминает нам бессмертное чеховское: люди пьют чай (кто из нас, советских людей, не помнит знаменитый азербайджанский чай), а в это время рушатся их судьбы, под корень вместе с гранатовыми садами уничтожаются семейные ценности. Впечатляет, что в таких не самых благополучных с экономической точки зрения странах — Кыргызстан, Азербайджан, Грузия («Хибула» Георгия Овашвили) — кино не только снимают, но делают это искусно, в лучших национальных традициях, видимо, не утраченных с тех самых советских времен. Автора этих строк, например, пленил своей художественной мощью эстонский фильм «Ноябрь» режиссера Райнера Сарнета — абсолютный шедевр и киноманское счастье. Я бы предложила отдать картине фестивальное золото, удачно с ней срифмовав название нашего фестиваля. Фильм «Ноябрь» — это смешная и одновременно страшная сказка для взрослых, в которой авторы подбирают (и весьма ловко) ключи к разгадке эстонской души. Жадные и бестолковые сельские жители состязаются с Чумой, домовыми и лешими, на фоне внушающих языческих обрядов и суеверий случается совершенно дивная подростковая «лав–стори»: она любит его, а он — другую. С первой проделки лешего, еще до начальных титров зрителя прибивают в кресло и держат бездыханным до финала. А он не менее мощный, реально объясняет успехи Эстонии не только экономические, но и кинематографические.
«Аритмия»
«Ноябрь»
В жюри основного конкурса как раз присутствует эстонский продюсер Риина Силдос. Она не скрывает, что успехи соотечественников ее очень радуют:
— Мы действительно можем говорить сейчас об эстонской новой волне в кино, у нас снимается очень много фильмов, а молодые режиссеры, Райнер Сарнет в том числе, ежегодно представляют свои премьеры на международных фестивалях класса «А». Мы выходим на рекордные 12 полнометражных игровых фильмов в год, что для такой маленькой страны, как Эстония, с населением один миллион триста тысяч человек, безусловно, является хорошей цифрой. Одна из причин, почему я решила приехать в этом году в Минск на ваш фестиваль, — это желание помочь вашей молодой индустрии. Посмотрела на «Лicтападзе» некоторые работы белорусского национального конкурса и нахожусь под большим впечатлением: очень много свежих идей и энергии у ваших молодых кинематографистов. Думаю, это вопрос времени: еще немного — и вы тоже откроете свой потенциал и будете представлять ваши премьеры на мировых фестивалях.
Для заинтересованных сегодня есть шанс заскочить в последний фестивальный вагон и посмотреть в кинотеатре «Беларусь» фильмы белорусских документалистов Юрия Тимофеева «Агмень» и Андрея Кутило «Царь горы» (начало сеанса в 19.30). В этом же зале в 21.30 можно увидеть фильм «Завтра» нашей дебютантки конкурсной программы «Молодость на марше» режиссера Юлии Шатун.
viki@sb.by