Фильм "Аритмия" Бориса Хлебникова лидирует на "Лiстападзе" по количеству зрительских голосов

«Лістапад» снимает сливки

Завтра в 18.00 в кинотеатре «Москва» на церемонии закрытия будут объявлены итоги XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад». Неделя киноманских праздных будней пролетела, как один день, сон, морок, гипнотический сеанс. Зрители основного конкурса завершили просмотр 12 игровых лент, а члены жюри во главе с венгерским режиссером Бенсе Флигауфом засели в тайной комнате определить судьбу самой почетной награды феста — Гран–при «Золото Лiстапада» («За лучший фильм»). Выбирают из «Аритмии» Хлебникова — лидера зрительского голосования на протяжении всего форума, «Кроткой» Лозницы — режиссер два раза выигрывал у нас главный приз (за игровой дебют «Счастье мое» и картину «В тумане»). А дальше в списке претендентов на призы фильмы режиссеров, чьи фамилии массовому зрителю ни о чем не говорят. Но их картины за текущий год многократно отмечены призами на крупных международных кинофестивалях. Старейший российский кинокритик Леонид Павлючик убежден, что зрители минского «Лiстапада» в этом смысле абсолютные счастливчики: имеют возможность за неделю увидеть все лучшее, что было представлено за год на престижных фестах:


— «Лiстапад» я нежно люблю и каждый год стараюсь приехать в Минск в ноябре — снимать, так сказать, сливки с мирового киноэкрана. Не ошибусь, если скажу, что на форумах в Венеции и Каннах бывает жалкая горстка критиков, основной же зритель не имеет возможности наслаждаться премьерами непосредственно на этих фестивалях. Но, к счастью, есть «Лiстапад», в оптическом фокусе которого благодаря профессиональной и скрупулезной работе отборщиков на экране предстает вся палитра мировой кинематографии за год, и в этом смысле ваш форум, конечно, уникальный. Замечательная идея и с основным конкурсом — отслеживать новинки кино постсоветских стран и восточноевропейского блока. Мы совершенно потеряли из виду кинематограф Венгрии, Болгарии, Грузии и других стран, объединенных коммунистическим прошлым. И ваш фестиваль, по–моему, единственный, где отслеживается судьба кинематографа на этих огромных пространствах и территориях. В этом году ни один из фильмов основного конкурса меня не разочаровал. И, по правде сказать, я не завидую членам жюри, их выбор будет нелегким. Главное, по каким критериям они будут оценивать ленты? С одной стороны, грандиозная картина «Аритмия», которая прошла уже в России в прокате с большими кассовыми успехами для своего сегмента. Я эту работу Бориса Хлебникова считаю совершенно грандиозным явлением в российском кино. В фильме столько болевых точек дня сегодняшнего, он наполнен кровью, потом и гноем. И вдруг мы смотрим чешскую картину «Маленький крестоносец» Вацлава Кадрнка, исполненную визуального совершенства. Это кино авторское, которое уходит в притчу и чурается современной реальности, любого бытовизма. Вот как это оценивать на одних весах? Могу только еще раз жюри посочувствовать.

«Гранатовый сад»

Будем откровенны, любое судейство в творческих соревнованиях — вещь совершенно субъективная. Сбивает с ног кыргызский фильм «Кентавр» режиссера Актан Арыма Кубата — философское размышление о судьбе некогда славного народа, раздираемого сейчас предрассудками как религиозными, так и политическими. Азербайджанский «Гранатовый сад» Ильгара Наджафа напоминает нам бессмертное чеховское: люди пьют чай (кто из нас, советских людей, не помнит знаменитый азербайджанский чай), а в это время рушатся их судьбы, под корень вместе с гранатовыми садами уничтожаются семейные ценности. Впечатляет, что в таких не самых благополучных с экономической точки зрения странах — Кыргызстан, Азербайджан, Грузия («Хибула» Георгия Овашвили) — кино не только снимают, но делают это искусно, в лучших национальных традициях, видимо, не утраченных с тех самых советских времен. Автора этих строк, например, пленил своей художественной мощью эстонский фильм «Ноябрь» режиссера Райнера Сарнета — абсолютный шедевр и киноманское счастье. Я бы предложила отдать картине фестивальное золото, удачно с ней срифмовав название нашего фестиваля. Фильм «Ноябрь» — это смешная и одновременно страшная сказка для взрослых, в которой авторы подбирают (и весьма ловко) ключи к разгадке эстонской души. Жадные и бестолковые сельские жители состязаются с Чумой, домовыми и лешими, на фоне внушающих языческих обрядов и суеверий случается совершенно дивная подростковая «лав–стори»: она любит его, а он — другую. С первой проделки лешего, еще до начальных титров зрителя прибивают в кресло и держат бездыханным до финала. А он не менее мощный, реально объясняет успехи Эстонии не только экономические, но и кинематографические.

«Аритмия»

«Ноябрь»

В жюри основного конкурса как раз присутствует эстонский продюсер Риина Силдос. Она не скрывает, что успехи соотечественников ее очень радуют:

— Мы действительно можем говорить сейчас об эстонской новой волне в кино, у нас снимается очень много фильмов, а молодые режиссеры, Райнер Сарнет в том числе, ежегодно представляют свои премьеры на международных фестивалях класса «А». Мы выходим на рекордные 12 полнометражных игровых фильмов в год, что для такой маленькой страны, как Эстония, с населением один миллион триста тысяч человек, безусловно, является хорошей цифрой. Одна из причин, почему я решила приехать в этом году в Минск на ваш фестиваль, — это желание помочь вашей молодой индустрии. Посмотрела на «Лicтападзе» некоторые работы белорусского национального конкурса и нахожусь под большим впечатлением: очень много свежих идей и энергии у ваших молодых кинематографистов. Думаю, это вопрос времени: еще немного — и вы тоже откроете свой потенциал и будете представлять ваши премьеры на мировых фестивалях.


Для заинтересованных сегодня есть шанс заскочить в последний фестивальный вагон и посмотреть в кинотеатре «Беларусь» фильмы белорусских документалистов Юрия Тимофеева «Агмень» и Андрея Кутило «Царь горы» (начало сеанса в 19.30). В этом же зале в 21.30 можно увидеть фильм «Завтра» нашей дебютантки конкурсной программы «Молодость на марше» режиссера Юлии Шатун.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter