XXIV Минский международный кинофестиваль “Лістапад” завершится сегодня

«Лістапад» как роуд-муви

Конкурсные фильмы фестиваля этого года отличает острая социальная направленность
Сегодня в кинотеатре “Москва” XXIV Минский международный кинофестиваль “Лістапад” подведет итоги, предсказать которые трудно как никогда. Сильных конкурсных работ в этом году много. Явного фаворита выделить сложно. В зрительском голосовании до последних дней лидировала российская картина “Аритмия” режиссера Бориса Хлебникова, которая наверняка не останется без призов. Правда, на каком-то этапе ее обошла драма “Гранатовый сад” из Азербайджана, выдвинутая этой страной на соискание премии “Оскар” Американской киноакадемии в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, но потом “Аритмия” снова вернула свои лидерские позиции. Эта, по сути, камерная история удивительным образом примирила интеллектуалов и простых зрителей своей человеческой интонацией, тонкими актерскими работами Александра Яценко и Ирины Горбачевой. Кстати, азербайджанский “Гранатовый сад” не единственный потенциальный претендент на “Оскар” в конкурсных программах “Лістапада” в этом году.

“Аритмия”
 
В конкурсе “Молодость на марше” показали грузинскую психологическую драму “Страшная мать” Аны Урушадзе, выдвинутую на “Оскар” от Грузии. Ее автор молодая кинематографистка, продолжатель известной грузинской династии. Ана — дочь известного грузинского режиссера Зазы Урушадзе, тоже номинанта на “Оскар” за картину “Мандарины” в 2015 году. В 2016-м Урушадзе возглавлял жюри основного конкурса “Лістапада”. Ана задалась непраздным вопросом: что значит быть писателем-интеллектуалом в современной Грузии? Готова ли патриархальная грузинская семья принять любые творческие поиски? Есть ли в самой Грузии почва для современной интеллектуальной прозы? В какой-то момент непонимание между героями достигает высшей точки, и главная героиня Манана в прекрасном исполнении Нато Мурванидзе вынуждена переселиться жить в магазин канцтоваров. Семья не приняла ее роман, посчитав порнографическим. Единственный, кто уверен в его гениальности, — это хозяин магазина канцтоваров. Даже отец Мананы просит ее о некотором количестве правок.

“Страшная мать”

Не знаю, какие эмоции у народного артиста России Владимира Меньшова, получившего в этом году на “Лістападзе” приз Президента “За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве”, вызвал бы один из самых ярких фильмов основного конкурса “Кроткая” режиссера Сергея Лозницы — гротескная и утрированная панорама жизни современной России, фантазия по мотивам одноименного рассказа Федора Достоевского.

“Гранатовый сад”
 
К стилю Лозницы, уроженцу Барановичей, считающемуся сегодня украинским режиссером, на фестивале привыкли: в ноябре 2010 года его фильм “Счастье мое” получил на “Лістападзе” Гран-при. В 2012-м вышла его экранизация повести Василя Быкова “В тумане”, удостоенная премии ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. В “Кроткой”, также принимавшей участие в минувшем Каннском фестивале, гораздо больше юмора, чем в предыдущих работах Лозницы, несмотря на вполне драматический сюжет: главная героиня едет в тюрьму, чтобы узнать о судьбе своего мужа, так как несколько дней назад ей вернули посылку ему отправленную... По дороге она встречает различных деклассированных элементов, странных сограждан, лишенных сострадания. Каждый из них — сгусток агрессии и угрозы для героини. Не приходится ждать помощи и от работников тюрьмы: ее встречает глухая стена непонимания. Но в общем, главная метафора фильма лежит на поверхности. Если раньше у классиков вся Россия была нашим садом, то теперь Россия — тюрьма, логику которой понять невозможно и сбежать из нее нельзя. Тем не менее “Кроткая” преисполнена гротеска, в ней много актерских абсурдистских соло в духе репризы “До чего довели страну, сволочи!”. Так для небольшого экранного спича художественного руководителя знаменитого “Коляда-театра” из Екатеринбурга, российского драматурга Николая Коляды в роли бомжа, сдирающего под струей воды этикетки с пустых бутылок, используется только ненормативная лексика, которой Коляда пользуется вдохновенно. В роли провинциальной правозащитницы выступает Лия Ахеджакова, с чьим появлением фильм приобретает однозначный трагикомический оттенок. В какой-то момент от грубой экранной “живописи” Лозницы начинаешь уставать, но окончательно добивает зрителя натужная и вымученная сцена сна главной героини, в которой режиссер даже зачем-то цитирует одну из сцен фильма “Хрусталев, машину!” Алексея Германа. 

“Кроткая”

Искренний интерес и симпатию вызвала работа ученика Александра Сокурова, молодого режиссера Кантемира Балагова “Теснота”, представленная в конкурсе “Молодость на марше”. (Картина получила приз ФИПРЕССИ на минувшем Каннском кинофестивале.) Драма еврейской семьи, живущей в Нальчике, в какой-то момент сталкивающейся с похищением и требованием выкупа, разворачивается в 1990-е годы. Режиссер достоверно воссоздает дух и колорит времени. Однако в “Тесноте” тоже есть определенный момент провокативности, которую не каждый зритель примет. Но феноменальные актерские работы сглаживают многие углы этого фильма.
“Хибула”

В нынешнем году многие конкурсные фильмы отличают острая социальная направленность, внимание к своему прошлому, попытка разобраться в минувших политических событиях. Так драма “Хибула” Георгия Овашвили рассказывает о последнем периоде жизни грузинского политического деятеля, первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Эта неоднозначная историческая фигура по-разному оценивается потомками. В фильме он, скорее, показан с симпатией, но сам персонаж несколько статичен. Авторы картины уходят от прямых выводов в финале, лишь поясняя зрителю, что в деревне Хибула Звиад Гамсахурдиа либо застрелился, либо был убит.

“Путешествие Фанни”
 
Интересный взгляд на современные взаимоотношения европейцев представил фильм “Вестерн” (Германия — Болгария — Австрия) Валески Гризебах. Странную попытку поговорить о судьбе и социальном выборе бывших работников спецслужб предпринял Юсуп Разыков в драме “Турецкое седло”. О Кубе времен экономической блокады поведал режиссер Джонни Хендрикс Инестроса в ленте “Канделария” (Колумбия — Куба — Аргентина — Германия — Норвегия).

В общем, зрителю было что посмотреть и о чем подумать. Широко обсуждали и белорусские работы, представленные в национальном конкурсе, но они заслуживают отдельного анализа. 

В ТЕМУ

Фестиваль вручил награды участникам конкурса национальных киношкол. Между собою соревновались фильмы 13 национальных киношкол, среди них из Беларуси, России, Польши, Украины, Германии... От нашей страны была выдвинута работа режиссера Александра Комисарчука (Белорусская государственная академия искусств) “Май”. Победителем в номинации стала картина “Узы” представительницы Польской национальной школы кино, телевидения и театра в Лодзи Зои Ковалевской. Также жюри вручило два диплома — Дарье Блохиной (Санкт-петербургский государственный институт кино и телевидения) за фильм “Озеро” и Анне Бедыньской (Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова) за работу “В другом мире”.

“ЛІСТАПАДЗІК” ВЫБРАЛ ЛУЧШИХ

Приз “Золотой “Лістападзік” за лучший фильм получила картина “Путешествие Фанни” режиссера Лолы Дуайон (Франция). Награды “За лучшую детскую роль” конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории “Лістападзік” удостоен Сарех Нур Мусави, иранский фильм “Дуновение жизни”. Режиссер картины Наргес Абиар отмечен специальным призом жюри “За лучшую режиссуру”. Обладателем приза “За лучшую работу взрослого актера в детском фильме” стал Эктор Гарсия в фильме “Шаги героя” (режиссер Энри Ринкон, Колумбия). Лента “Тим Талер, или Проданный смех” режиссера Андреаса Дрезена из Германии выбрана публикой, она удостоена приза зрительских симпатий.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: