“Лишние” звери и “уплывающая” рыба.

За последние годы в Беларуси проведена значительная работа по совершенствованию законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, однако закрыты ещё не все правовые бреши

За последние годы в Беларуси проведена значительная работа по совершенствованию законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, однако закрыты ещё не все правовые бреши

Динамичное развитие общества и постоянное увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду требуют новых методов и подходов в решении проблемных вопросов охраны животного и растительного мира. Выступая на выездном семинаре в Березинском биосферном заповеднике, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир ЦАЛКО акцентировал внимание прежде всего на проблемах ведения охотничьего и рыболовного хозяйства.

“Дикая” ответственность

— Первый вопрос, на котором хотелось бы остановиться, — обеспечение рационального использования ресурсов охотничьих животных, — сказал Владимир Цалко. — Главной задачей ведения охотничьего хозяйства является достижение и поддержание оптимальной численности диких животных. Ее превышение влечет за собой существенный экономический урон народнохозяйственному комплексу страны, в первую очередь сельскому хозяйству. Только в 2008 году ущерб от потрав сельскохозяйственных культур дикими кабанами составил около 3 миллиардов рублей. По состоянию на 1 января 2009 года фактическая численность кабана в республике достигла 56 тысяч особей, что в 1,5 раза превышает оптимальную. В 2008 году добыто 18,9 тысячи кабанов. Много это или мало? При превышении оптимальной плотности изъятие охотничьих ресурсов должно составлять весь хозяйственный прирост, то есть 25 тысяч особей в год. Согласно расчетам ежегодно мы должны изымать дополнительно еще 6 тысяч кабанов.
Большой вред сельскохозяйственным и лесохозяйственным организациям наносят бобры, которые заселили все мало-мальски пригодные для обитания территории — мелиоративные каналы, технические водоемы и так далее. При численности около 60 тысяч особей без вреда популяции можно добывать 8800 бобров в год. В 2008 году было запланировано к изъятию 2129 особей, что составляет только 3,6 процента от их общего количества и 24 процента от возможного. Такая ситуация сложилась из-за того, что пользователи охотничьих угодий не выполняют свои обязательства по поддержанию оптимальной численности. Это подтверждают следующие цифры: за охотничий сезон 2008 года с 1 октября по 31 декабря было добыто всего лишь 50 процентов от объемов, предусмотренных планами изъятия бобра речного, что составляет около 20 процентов от величины его возможного изъятия.
Кроме того, охотхозяйства, не обеспечивая изъятие бобра в установленные для охоты сроки, обращаются в Минприроды за разрешением на регулирование его численности в запретное время, фактически продлевая себе охоту на этот вид в течение всего года. Данный подход не обеспечивает рационального использования природных ресурсов.
В связи с этим требуется усовершенствовать подходы в планировании изъятия охотничьих животных для поддержания их оптимальной численности в угодьях и ввести материальную ответственность для пользователей охотугодий за невыполнение планов изъятия.
— Как показывает мировая практика, серьезную конкуренцию трофейной охоте в естественных охотничьих угодьях может оказать и вольерная охота, в частности на оленя, лань, кабана, — отметил Владимир Цалко. — Фермы диких животных довольно прибыльны. По подсчетам латвийских экономистов, производители мяса, имеющие стадо 400—500 голов, могут зарабатывать около 60 тысяч долларов в год, а за шесть лет полностью вернуть весь вложенный капитал. С целью развития данного направления также необходимо внести соответствующие изменения в Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Кроме того, необходимо разработать Концепцию по дичеразведению. По такому пути пошли Россия и многие другие зарубежные страны. Это перспективное направление, позволяющее повысить рентабельность ведения охотничьего хозяйства и выполнять показатели, установленные Государственной программой развития охотничьего хозяйства. В данных вопросах необходима более заметная координирующая роль Министерства лесного хозяйства как органа, определяющего государственную политику в области ведения охотничьего хозяйства. Не должны устраняться от решения этих проблем и местные органы власти, которые являются распорядителями природных ресурсов.
— Еще одна актуальная проблема, имеющая широкий общественный резонанс, касается весенней охоты на птиц в Беларуси, — подчеркнул министр. — Дискуссии по данной проблеме ведутся уже почти двадцать лет. За это время в республике значительно снизилась численность водоплавающих птиц. В связи с этим, а также принимая во внимание обязательства нашей страны по ряду международных конвенций, целесообразно предусмотреть в Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты введение ограничений на весеннюю охоту на отдельных территориях, имеющих международный статус, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях.

Куда “подалась” рыбка?

— Второе основное направление в области охраны животного мира, которое требует сегодня совершенствования правового регулирования, — использование рыбных ресурсов, — заявил Владимир Цалко. — Проверки работы арендаторов рыболовных угодий, проведенные органами Минприроды, показывают, что арендаторы не соблюдают требования законодательства об охране и использовании животного мира. Ежегодно без зарыбления из рыболовных угодий можно вылавливать 6,1 тысячи тонн рыбы. С учетом зарыбления объем вылова увеличивается до 8,6 тысячи тонн. Фактический вылов озерно-речной рыбы из рыболовных угодий республики в 2008 году составил 8,8 тысячи тонн.
Казалось бы, зарыбление оправдывает себя, однако анализ структуры уловов и вылова рыбы показывает, что из этих 8,8 тысячи тонн рыбы арендаторы выловили промыслом всего 739 тонн — менее 10 процентов. Путем организации платного любительского рыболовства выужена 331 тонна рыбы — менее 4 процентов от общего улова. Вот вам и эффективность зарыбления! Остальная рыба — 7,8 тысячи тонн — выловлена рыболовами-любителями. А за этим стоит бюджетное зарыбление, за счет которого доходы от уловов должны поступать государству.
За три года реализации Республиканской программы развития рыбной отрасли в рыболовные угодья Беларуси вселено около 1 тысячи тонн посадочного материала различных видов рыбы. По экспертным оценкам, ежегодно за счет вселенных видов рыб можно изымать около 1,4 тысячи тонн товарной рыбы, тогда как фактический вылов такой рыбы в 2008 году составил не более 300 тонн.
— Одной из причин низких уловов является то, что арендаторы, как правило, не обеспечены качественными орудиями рыболовства, у них отсутствуют профессиональные рыболовы, — отметил Владимир Цалко. —  Ведение рыболовного хозяйства в большинстве случаев рассматривается арендаторами не как экономически выгодная хозяйственная деятельность, а как возможность с помощью промысловых орудий рыболовства просто-напросто выловить рыбу “на уху”. Реформирование по данному направлению должно осуществляться последовательно, с учетом мнения рыболовов-любителей, на основании разработанной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Концепции совершенствования ведения рыболовства. Отдельного обсуждения требует вопрос введения всеобщего платного любительского рыболовства. Во многих странах мира любительский лов рыбы осуществляется платно — по аналогии с платой за государственное удостоверение на право охоты взимается плата за право любительского лова и выдается специальный документ. Например, “Карта рыболова”.

По европейским стандартам

Не обошел стороной Владимир Цалко и проблемы, касающиеся совершенствования законодательства в области растительного мира. На сегодняшний момент существует ряд проблемных вопросов, решение которых находится в ведении нескольких органов государственного управления, в частности Министерства жилищно-коммунального хозяйства — оно отвечает за обращение с объектами растительного мира, расположенными на землях населенных пунктов. Это министерство еще с 2004 года не утвердило форму паспорта объектов растительного мира, что не позволяет обеспечить надлежащий учет и контроль за состоянием зеленых насаждений в населенных пунктах.
— Требует правового решения также вопрос упрощения административных процедур, связанных с получением права специального пользования объектами растительного мира для переработчиков дикорастущих растений, грибов, ягод. Для этого необходимо внести изменения в Закон “О растительном мире”, — сказал министр. В заключение он также обратил внимание на то, что на современном этапе первоочередное значение приобретает вопрос приведения законодательства Республики Беларусь в области охраны животного и растительного мира в соответствие с общеевропейскими стандартами и подходами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter