Лишние люди

Счастливые люди не пишут в редакцию. Если и пишут, то очень редко. Ну в самом деле, кому придет в голову кричать на весь мир, что в личной и безналичной жизни у него все прекрасно? Письма пишут те, у кого болит душа и обливается кровью сердце.

Счастливые люди не пишут в редакцию. Если и пишут, то очень редко. Ну в самом деле, кому придет в голову кричать на весь мир, что в личной и безналичной жизни у него все прекрасно? Письма пишут те, у кого болит душа и обливается кровью сердце.

 

За долгую редакторскую службу мне пришлось читать тысячи посланий, после которых рука тянулась за нитроглицерином и накатывало отчаяние от бессилия — иногда при всем желании ничем нельзя помочь человеку.

 

Горькая и безжалостная штука — жизнь...

 

Есть и другие письма, и есть другие сюжеты.

 

Вот один из них. Янина Иосифовна Скробоцкая почти 18 лет работает заведующей деревенской Миловидской амбулаторией, а белый халат носит уже 30 лет. Она из тех врачей, которые не отказывают больным ни днем, ни ночью, и многие односельчане могли бы вспомнить, как прибегали к ней за полночь в полной панике, лепетали о теряющем сознание ребенке, и она мчалась не разбирая дороги, как буквально с того света вытаскивала чью–то бабушку, да и просто сколь утешительным было ее слово для старых и малых.

 

Все это и многое другое журналисты пафосно называют буднями земского врача, не задумываясь даже, что и у врача тоже есть своя личная жизнь и врач часто сам — никак не меньше своих пациентов — нуждается в утешении и добром слове.

 

У Янины Иосифовны жизнь такая: после работы, а это понятие в деревне очень растяжимое, усталая бредет она домой, а там — печное отопление устроено столь оригинально, что топка находится за стеной у соседки и зимой температура, как говорится, хоть волков гоняй. И площадь этого, с позволения сказать, жилья, всего 25 кв. метров, и прописано на этом пространстве 4 души. И так — 17 лет!

 

Вот вам и “волшебник в белом халате”.

 

Все это, между прочим, происходит не в какой–то заброшенной глухомани, а в агрогородке, который, по идее, должен органично совместить прелести буколической деревенской жизни и городской комфорт.

 

В случае с доктором Скробоцкой говорить о “комфорте” просто неприлично.

 

При этом в СПК “Миловиды”, как и во всех агрогородках, уверенно строятся красивые коттеджи и в них заселяются люди. Кто? Не случайный, конечно, народ — специалисты СПК, механизаторы, животноводы. Заселяются совершенно справедливо, в порядке очереди, свято соблюдаются все правила, прописанные коллективным договором. Но есть в Миловидах и другая очередь, тоже официальная и тоже предусмотренная колдоговором. Янина Иосифовна числится в ней под номером 1, но веселая цифра никого не должна вводить в заблуждение, потому что эта очередь застыла как вкопанная.

 

Я не дилетант и прекрасно понимаю, что прагматичному руководству СПК прежде всего важны надои и привесы, оно молится на грамотного агронома и старательного комбайнера. Знаю, что специалисты нужны здесь и сейчас, а про врача вспоминается лишь при пандемии “свиного гриппа”. К счастью, на грипп выпадает всего пару недель, а руководство СПК, молодое и здоровое, редко думающее про врачей и хвори. Потому, утешая и исцеляя других, немолодая уже и не очень сильная доктор Янина Иосифовна продолжает прозябать в условиях, которые назвать человеческими не поворачивается язык.

 

Оставляю за скобкой не только многочисленные казенные слова о необходимости проявлять чуткость и заботу о сельской интеллигенции, их можно услышать часто и с трибун разной высоты. Не буду напоминать о соответствующем указе Президента, вменяющем начальству чуткость и заботу в прямую обязанность. Еще раз обращусь к руководству Барановичского райисполкома, к той самой местной власти, которая и поставлена, чтобы сельский врач Скробоцкая перестала, наконец, испытывать нужду и унижения. Делаю это вторично, потому что еще летом, прочитав письмо Янины Иосифовны, я официально обратился за помощью в Барановичи. Пришел ответ, его подписал М.Н.Полуян, первый заместитель председателя райисполкома. В левом нижнем уголочке официального листа–ответа напечатано “Бертош” — это фамилия “исполнителя” документа. Спокойный канцелярский стиль, округлые обороты, чувствуется опытная рука. В конце бестрепетная констатация: “На основании вышеизложенного и в связи с тем, что на строительство жилья были привлечены льготные кредитные ресурсы, выданные сельхозорганизации, в настоящий момент предоставить жилье Скробоцкой Я.И. не имеется возможным, так как в первую очередь будут учитываться интересы работников организации”.

 

Документ вышел отменный: за стиль — десять баллов! Есть все: и “на основании вышеизложенного”, и “в связи с тем, что”, и “в настоящий момент”. Особо бьет по сознанию крутой бюрократический оборот “не имеется возможным”. Признаю: все исполнено безупречно. Письмо рассмотрено, редакции в “установленные сроки” дан ответ, г. Бертош может спокойно переходить к текущим делам.

 

Перечитываю еще раз: “...В первую очередь будут учитываться интересы работников организации”.

 

Но как же сельский врач Янина Иосифовна?

 

А как хочет...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter