Лишнее молоко

Куда девать молоко с немаленького подворья? У Сергея ЦЫБУЛЬСКОГО, жителя Новоселья, что под Минском, — целая рогатая мини-ферма. Всего сорок голов, из них три десятка — дойное стадо. Казалось бы, работай, получай неплохой доход? Но вот с начала 2012-го, точнее с 1 февраля, перед Сергеем остро встал вопрос: стоит ли вообще дальше заниматься этим бизнесом? Или, на худой конец, как оперативно перестроиться?

Житель деревни Новоселье Минского района Сергей Цыбульский и другие «окрестные» сдатчики обеспокоены: почему сырье с их подворий никому не нужно…

Куда девать молоко с немаленького подворья? У Сергея ЦЫБУЛЬСКОГО, жителя Новоселья, что под Минском, — целая рогатая мини-ферма. Всего сорок голов, из них три десятка — дойное стадо. Казалось бы, работай, получай неплохой доход? Но вот с начала 2012-го, точнее с 1 февраля, перед Сергеем остро встал вопрос: стоит ли вообще дальше заниматься этим бизнесом? Или, на худой конец, как оперативно перестроиться?

— До начала этого года я и сдатчики из окрестных деревень без особых проблем свозили молоко на две фермы — «Дуличи» и «Чачково», — рассказал Сергей Цыбульский, дозвонившись на «горячий» телефон «БН». — Принадлежали они племптицефабрике «Правда», которую с января 2012-го присоединили к племптицезаводу «Белорусский». Один месяц еще забирали молоко, а несколько дней назад и вовсе перестали. Руководство «Белорусского», похоже, твердо решило, как нам пояснили, из-за ненадлежащих условий на фермах молокоприемку… прекратить. Но как нам быть? Сам я работаю оператором машинного доения на той же МТФ «Дуличи» параллельно с ведением своего же молочного дела. Откровенно говоря, просто разрываюсь! Нужно что-то решать…

— Не думали определиться более конкретно, выбрать какую-то одну стезю? — поинтересовалась «БН» у хозяина нескольких десятков рогуль. — Оформить ИП по сбору молока, например? И себе жизнь облегчить, и коллегам-сдатчикам помочь?

— Да, думать придется! — соглашается Сергей Юрьевич. — Но пока пытаюсь решать проблемы, что называется, по мере поступления… Не совсем понятно, честно говоря, почему новые хозяева ферм не хотят идти навстречу сдатчикам? Неужто теперь, когда молочного сырья не так густо в республике, наша продукция никому не нужна?!

— Я тоже на молочную денежку рассчитывала и рассчитываю до сих пор, — присоединяется к мнению Цыбульского Наталья Николаева, жительница Дуличей. — Мать-одиночка, двое деток у меня, теперь в декретном. Каждая копейка на счету… Раньше забирали наше молоко на местной же ферме — кому от этого плохо было? Считаю, только польза — и нам, и государству.

Юрий Сидор, председатель Горанского сельисполкома, в курсе дела: как только получил сигнал о проблеме прекращенной приемки молока, так сразу же и занялся вопросом. Правда, по мнению собеседника, не все тут так просто и однозначно.

— Действительно, с 1 февраля у Цыбульского и других сдатчиков, их, к слову, не так много, на МТФ «Дуличи» и «Чачково» больше не берут молоко, — пояснил первым делом Юрий Сидор. — Должен заметить, что и в районе, и в области знают об этом, но фактически никому не удалось пока переубедить руководство племптицезавода «Белорусский» отказаться от решения насчет молока с подворий. Что сделал я, узнав о проблеме сдатчиков? Поскольку договариваться с новым хозяином бывшей племптицефабрики не получается, вышел на руководителя другого соседнего хозяйства — агрокомбината «Ждановичи». Григорий Чуйко дал свое «добро». Нужно только договориться с зоотехнической службой агрокомбината — на МТФ «Таборы», в принципе, примут молоко… Вот только кто его туда будет возить? Сам Цыбульский? И станет ли он забирать продукцию с других подворий? А, кроме всего прочего, прибыльно будет для Сергея ввязываться в «ипэшное» дело?

Все непросто в этой молочной загвоздке. По словам Юрия Сидора, позиция племтицезавода «Белорусский» довольно жесткая — похоже, что и пастбищу, которым пользуется в том числе Сергей Цыбульский, может вскоре грозить распашка. Новому владельцу производственных объектов сподручнее заниматься птицей, нежели беспокоиться о населенческом молоке? Но кому при таком раскладе заботиться о закупе ценного сырья?

— Сергею-то мы что-то найдем, в плане пастбища, — рассуждает Юрий Сидор. — А вот что касается других владельцев буренок в Чачково и Дуличах… Проблематично будет поддерживать делом их желание держать коров, сдавать молоко. По весне может просто-напросто уменьшиться дойное поголовье в частном секторе.

Учтен и такой момент, что в Минском районе — своя специфика, пристоличье, как-никак... И многие ведь держат коров не бизнеса ради: где-то еще по инерции, где-то по зову исконно крестьянских корней. В принципе, только дело Цыбульского тянет на мини-бизнес, но и к нему нужен, считает Юрий Сидор, особый подход:

— Да, можно только приветствовать желание человека зарабатывать себе на жизнь молочным промыслом! Но коль выходишь на 30—40 голов, то имей в виду — это уже должно быть серьезное отношение к работе, на качественно более высоком уровне. Ведь сегодня ни переработчику, ни стране в целом не нужно «абы какое» молоко. Качество сырья требуется высочайшее! Тут и профилактика, лечение маститов, и надежная кормовая база. Сергею бы нужно приобрести что-то типа хуторской усадьбы…

«БН» за комментариями обратилась к Антону Уляшко, управляющему отделением «Чачково» КУП «ППЗ «Белорусский»:

— Почему не можем принимать молоко от населения? Да просто на конкретных фермах, в Дуличах и Чачково, не создано никаких условий для надлежащей приемки молока. А условия к качеству сырья переработчики предъявляют теперь жесткие! Раньше, по сути, при существовании прежнего отдельного хозяйства закрывали глаза и сливали в общее молоко, фермское, и то, которое с подворий доставляли, к слову, сами сдатчики. А если строго следовать санитарным и технологическим требованиям, то нужно отдельно, в особый молоковоз, загружать. Или хотя бы выделять отдельную секцию в молоковозе. Что при небольших поставках населенческого молока нам просто невыгодно. Кроме того, для определения качества сырья нет ни лабораторий на этих фермах, ни лаборантов. Подытоживая, скажу: если за молоко с МТФ мы несем ответственность, то человека, который отвечал бы за сырье с подворий, просто нет…

Но кто все-таки должен стать таким ответственным лицом? По мнению Антона Уляшко, закуп молока с подворий — дело, которым в первую очередь следовало бы заниматься сельисполкомам. В данном случае — Горанскому.

— К сожалению, в планах руководства «Белорусского» нет возобновления молокоприемки на фермах в Дуличах и Чачково, — подытоживает Антон Уляшко. — Поймите, тут нужно смотреть комплексно, учитывать не интересы одной лишь стороны, а всех заинтересованных! Фермы эти закрывать, к слову, не планируем, да и молочное производство сворачивать — тоже. Хватает, поверьте, специфических, сугубо производственных задач, которые предстоит решать в ближайшее время. В том числе работать над качеством молока серьезно — пока выход его сортом «экстра» не очень велик по хозяйству в целом …

Вместо послесловия

На мой журналистский взгляд, в Беларуси, стране высокоразвитого агросектора, просто не должно быть лишней, невостребованной сельхозпродукции. Особенно в момент, когда того же молочного сырья в крупнотоварном секторе, будем говорить откровенно, вовсе не избыток. Но можно понять и крупного сельхозпроизводителя — на нем «висит» столько забот, что впору бы свои производственные задачи, все более усложняющиеся, порешать…

С другой стороны, сложности, с которыми столкнулся Сергей Цыбульский, лишний раз подтверждают: прежде чем затевать даже небольшой бизнес на подворье, нужно четко просчитывать, предвидеть, реально оценивать свои силы и возможности! Местные власти, конечно, могут и должны поддерживать в том числе и бизнес в ЛПХ, но многое ведь зависит и от усилий самого предприимчивого сельчанина...

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter