Владимир Прокопцов написал книгу о художнике Бялыницком-Бируле – наиболее объемный альбом работ художника на сегодняшний день

Лирический пейзаж

«От книжки-малышки до великолепного художественного альбома с иллюстрациями» — так описывает генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов свою многолетнюю работу по исследованию жизни и творчества художника Витольда Бялыницкого-Бирули.


Недавно из-под его пера вышла четвертая по счету книга, посвященная выдающемуся передвижнику с белорусскими корнями: помимо новейших, ранее не публиковавшихся фактов о мастере лирического пейзажа, в ней собраны также репродукции его картин.

Уже почти десятилетие Владимир Прокопцов занимается исследованиями, касающимися жизни и творчества Витольда Бялыницкого-Бирули. Первую книгу о знаменитом уроженце Могилевщины он отправил в печать в 2013 году — она выдержала два издания и была мгновенно раскуплена заинтересованными читателями. В 2018 году вышла в свет работа «Вновь зацвела весна» в «Белорусской Энциклопедии имени Петруся Бровки». В 2019 году при поддержке Союзного государства появилась книга «Я ходил по родной белорусской земле. Я был счастлив…». И наконец, в 2020 году в рамках подготовки к Дню белорусской письменности, проводившемуся в Белыничах — на малой родине художника, был издан новый альбом. Такой, который не стыдно представить на международном уровне, который с гордостью поставит на полку любой искусствовед и просто ценитель живописи.

— Это очень серьезный фолиант, мы презентовали его в рамках открытия музея имени Витольда Каэтановича в Белыничах, — рассказал Владимир Прокопцов. — Этот музей был создан еще в 1970 году легендарной Еленой Аладовой, бывшей тогда директором НХМ. Что касается книги, впервые в Беларуси публикуется такой объем информации о нашем выдающемся художнике. Кроме того, в альбоме представлены его произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее. Так, в 1892 году известный меценат Павел Третьяков приобрел у пейзажиста полотно «Из окрестностей Пятигорска». Также мы не обошли вниманием фонды Тверской областной картинной галереи, поскольку в течение многих лет, с 1913 по 1957 год, Бялыницкий-Бируля жил в Тверской области на берегу озера Удомля на своей даче «Чайка». Здесь же и репродукции 27 картин, переданных нами в 1970 году в Белыничский районный художественный музей вместе с бюстом художника работы Заира Азгура. Кроме того, представлена работа, хранящаяся в Могилевском областном музее им. Петра Масленикова. Также вошло в этот альбом больше 100 произведений пейзажиста из фондов Национального художественного музея, многие иллюстрации мы даем с детализацией, это очень важно для восприятия картин.


Владимир Прокопцов детально исследует и творческое наследие художника, и его биографию, книга дает информацию сразу на трех языках: белорусском, русском и английском.

— Один из самых любопытных фактов касается происхождения, — говорит автор. — Буквально недавно появились сведения о том, что Витольд Бялыницкий-Бируля был потомственным дворянином. Родовой герб обнаружили в архивах в Санкт-Петербурге, более того, найдены также записи о его браке с первой женой Ольгой Сувировой. В метрике о браке четко указано, что в московской Николаевской церкви при Московской духовной семинарии 24 января 1896 года венчались ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, дворянин Могилевской губернии Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, католик, 24 лет от роду, и дочь московского 2-й гильдии купца Иоанна Сувирова девица Ольга Сувирова, православная, 25 лет от роду. Венчал их священник Василий Рождественский. Есть также и документы о рождении у пары дочери Любы в 1903 году, в метрике она обозначена как «дочь потомственных дворян Могилевской губернии». В советские годы художник, разу-меется, был вынужден скрывать свое непролетарское происхождение.

Самое большое количество работ Бялыницкого-Бирули насчитывается в фондах Национального художественного музея Беларуси — более 400 единиц, в том числе знаменитые картины «Зимний сон» и «Час тишины. Озеро Удомля».

Бюст Витольда Бялыницкого-Бирули работы Заира Азгура. 1971 г.

Берегут музейщики и подлинную мебель с дачи «Чайка», которую Елена Аладова вместе с женой живописца Еленой Алексеевой вывезли в Беларусь. Эти предметы бесценны с мемориальной точки зрения. Для перевозки мебели художника предоставил свой личный автотранспорт с водителем первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко.

— Бялыницкий-Бируля связи с Беларусью не порывал никогда, и об этом я подробно пишу в своей книге, — рассказывает Владимир Прокопцов. — Он постоянно бывал в республике, ездил на этюды вместе с тогда еще молодым художником Антоном Бархатковым. С Якубом Коласом у него однажды случился долгий и откровенный разговор, затянувшийся на целую ночь. Колас и другие белорусские деятели культуры хотели, чтобы Витольд Каэтанович вернулся в БССР. Однако перебраться из окрестностей Твери на родину пожилой уже художник не успел: помешала болезнь, после которой он так и не оправился.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter