Под видом мебели из массива дуба покупателям продали товар из опилок. Чем закончился суд?

«Липовая» мебель из дуба

«У меня в голове опилки, и длинные слова меня только огорчают», — говорил Винни Пух. Можно, конечно, иронично улыбаться, но так сложилось, что опилки сегодня в голове не только у медвежонка. Они заполнили нашу жизнь и сделали ее… комфортной и дешевой. Речь идет о мебели из опилок, точнее, из ДСП — древесно-стружечной плиты, или, попросту говоря, склеенных опилок. К слову, промышленный выпуск ДСП был налажен в Германии только в 1941 году. Спустя 80 лет мебель из опилок занимает 80 процентов сегмента этого рынка.


ДАНО. Супруги Н. из столицы. Нынешней весной они приняли решение обновить мебель в комнате сына. Главное требование к будущей покупке — экологичность материалов. Первоначальный выбор пал на белорусского производителя, предлагавшего из массива дуба двухдверный шкаф, комод, письменный стол и стеллаж примерно за шесть тысяч рублей. Останавливал лишь срок поставки: ждать следовало около трех месяцев. Так пришло решение, позже ставшее роковым, — сделать покупку в крупном торговом центре на улице Тимирязева, где в магазине «Дисгармония дна» (название изменено) предлагали за 6386 рублей двухдверный шкаф Nature, комод Nature, письменный стол и стеллаж. Супругов подкупили простота и элегантность в стиле 1960‑х и цвет беленого дуба. 
На вопрос, из какого материала изготовлена мебель, продавец уверенно заявил: «Из массива дуба». 
Заказ коммерсанты обещали выполнить в течение месяца. На том и порешили. Внеся по договору двумя траншами предоплату 1000 рублей, супруги стали ждать мебель. И через месяц поняли, что слово и дело — понятия растяжимые. Только на 101‑й день с момента подписания договора в квартире появились 13 упаковок с мебелью. К слову, полную оплату за набор супруги произвели за 10 дней до его доставки. Казалось, распаковывай, собирай, живи и наслаждайся… Однако уже 30 июля супруги, превозмогая закон земного притяжения, доставили на пятый этаж торгового центра некогда желанную покупку. И со словами: «Мебель изготовлена не из массива дуба, а из опилок!» — потребовали вернуть деньги. Что же случилось за несколько дней? Как дуб превратился в опилки?

Дифференциация по составу

Искать причины следует не в природной аномалии, а в нашей доверчивости, когда люди перед заключением договора в апреле поверили на слово продавцу. Не сказать, что последний ввел в заблуждение на 100 процентов, ведь, к примеру, ножки стола действительно сделаны из массива дуба плюс к этому еще небольшие отдельные детали типа ручек. То же самое касалось шкафа, комода и стеллажа. «А что в договоре написано, — спросит пытливый читатель, — указан ли в нем материал, из которого изготовлено изделие?» Увы, про это в документе ни слова. Максимум, что зафиксировал на бумаге продавец, — «цвет: дуб/белый». 

Для полноты картины вернемся в тот день, когда супруги Н. поняли, что перед ними мебель из опилок. Это случилось, когда приглашенный сборщик мебели вскрыл комплект. Забегая вперед, процитируем фрагмент решения суда Партизанского района г. Минска: 
«23.07.2021 в процессе осмотра и сборки было выявлено, что товар изготовлен не из натурального массива дуба, а из древесно‑стружечных плит. Более того, в товаре были обнаружены недостатки: тонкая толщина ДСП, отсутствовали направляющие для шуфляды стола, не обклеены кромки шуфляд комода, что способствует выделению формальдегидов. Товар не соответствует установленным техническим требованиям и стандартам». 

* * *

Коль скоро зашла речь о вреде ДСП, коснемся и этого вопроса. Еще в 1985 году Всемирная организация здравоохранения включила ДСП в список вредных материалов. Основание — выделение паров формальдегида. Последний признан канцерогеном и опасен для здоровья. Да, на законодательных уровнях в разных странах установлены нормы, обеспечивающие относительное качество и безвредность ДСП, но даже они стопроцентно не гарантируют безопасность. Справедливости ради заметим, что мебель супругов сделана из ­ЛДСП. Это, по сути, то же самое, разве что плиты ламинированные. В результате чего плита становится герметичной со всех сторон и не допускает ядовитых испарений. Увы, не в нашем случае, ведь даже в решении суда сказано, что кромки шуфляд комода не обклеены лентой!

КОЛЛАЖ ОЛЬГИ ПАК.

Златая цепь на дубе том

Но вернемся на пятый этаж ТЦ, куда, напомним, супруги Н. 30 июля привезли мебель. Продавец товар принял, но оформить все документально пообещал позже. Чтобы не возникли непредвиденные нюансы в виде возможных царапин, сколов и т.п., супруги на смартфон снимали видео. В подтверждение серьезности намерений семья в тот же день обратилась в общество по защите прав потребителей. И уже через час продавцу была направлена претензия с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Рассказывает директор ОО «Общество прав потребителей «Оплот» Алексей Лученок: 

— Эта история удивительна. И даже не тем, что продавец не указал нигде в договоре и прочих документах, из какого материала изготовлена мебель. Хотя уже это является нарушением законодательства. Дальше — больше. Продавец принимает товар, но отказывается возвращать деньги. Лишь предлагает «взять его на комиссию». То есть деньги вернут только тогда, когда мебель продадут кому‑то другому. Тем не менее уже 2 августа на банковскую карточку Н. продавец перечислил 1500 рублей. Однако позже потребовал вернуть эту сумму. В какой‑то момент дошло до абсурда: продавец заявил в суде, что никакую мебель Н. в магазин не возвращали! Свою правоту ответчик в суде отстаивал с адвокатом. За два месяца состоялось три судебных заседания. 15 ноября судом Партизанского района было вынесено решение расторгнуть договор розничной купли‑продажи и взыскать с ответчика (продавца) оставшуюся сумму (4663 рубля), неустойку (2000 рублей) за нарушение сроков, расходы на доставку мебели (100 рублей), моральный ущерб (150 рублей) и даже расходы, связанные с обращением к врачу и приобретением лекарственных средств (140 рублей 40 копеек). Всего: 7053 рубля 40 копеек. 

В качестве «бонуса» продавец также обязан будет оплатить штраф в размере 100 процентов присужденной суммы (7053 рубля 40 копеек) и госпошлину — 757 рублей 59 копеек. 

Несложно подсчитать, что история с Н. обошлась продавцу почти в 15 тысяч рублей. Легким утешением могут быть деньги, вырученные за повторную (возможную) продажу пресловутой мебели. Алексей Лученок не скрывает удовлетворения от решения суда, но осадок от дела остался: 

— Меня удивляет, когда взрослые и умные люди так легкомысленно доверяют свои деньги. Ладно продавец не сказал и не указал в договоре, что мебель из ­ЛДСП, но ведь никто не скрывал, что мебель Nature сделана на польской фабрике Vox. Стоило лишь зайти в интернет и обратить внимание на несколько сайтов, предлагающих эту мебель. Нигде и в помине нет, что она сделана из массива! Второе. Как можно было, не видя товара, полностью оплатить его? Как можно связываться с организацией, которая в договоре обещает доставить товар в срок от 7 до 120 рабочих (!!!) дней? Не смутила такая разбежка? Почему мебель потребители отдали продавцу без акта приема‑передачи? Если продавец отказывался, надо было вызывать наряд милиции и просить это зафиксировать. Это хорошо, что было много свидетелей, а если бы нет? Сам договор — это образец того, что все права — у продавца и их нет у покупателя. У меня не было сомнений в исходе дела, но ведь для Н. оно длится с апреля! С момента подписания договора до решения суда прошло восемь месяцев. А сколько потрачено сил и нервов?»

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. В силу врожденного любопытства автор данного материала не поленился поверхностно изучить рынок мебели. Результаты получились интересные. К примеру, один из отечественных флагманов — производителей мебели почти за те же деньги, что потратила семья Н. на польские (из опилок) шкаф, комод, стеллаж и стол, предлагает гостиную из массива дуба цвета «слоновая кость» с золочением. Если оба комплекта расставить в разных комнатах, то появились бы радикально разные впечатления. В одном случае человек ощутил бы себя в палате пионерского лагеря 1970‑х или скромном офисе, в другом — вельможей в царских апартаментах. Повторюсь, почти за те же деньги! О чем это говорит? Прежде всего о том, что мы не умеем детально и скрупулезно подходить к серьезным вопросам. Договор подписать? Пожалуйста! Из массива дуба, говорите? Верю! За месяц доставите? Отлично! Деньги вперед? Почему бы и нет! А позже: «Люди добрые, обманули! Помогите!»

Автор материала надеется, что изложенная выше история окажется поучительной не только для тех, кто собирается покупать мебель, но и для всех остальных. Ведь алгоритм поведения при заключении договоров одинаков. Не торопимся подписывать не глядя, не подписываем не понимая, вчитываемся в каждую букву, вникаем в каждую запятую. А еще лучше — отдаем договор для изучения юристам.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter