Оппозиционеры завистливо гадают: сколько на пару украли Сьветка с Франей

Липкие руки беглых

Заграничное «змагарское» болото в последнее время все громче бурлит по поводу доходов офиса Тихановской — Вечерко. Беглые, умирая от зависти, обсуждают подробности масштабных афер с донорским финансированием, проворачивавшихся в ненавистном офисе. Особое бешенство вызывает нежелание офиса кормить армию сторонних нахлебников, которые тоже хотели бы удачно присосаться к донорским сиськам, но у них не получилось. За то и ненавидят Сьвету с Франей, что не поделились. Ведь для белорусской оппозиции чужой финансовый успех — самое тяжкое прегрешение.
Под звуки бурления появляются и информационные вбросы, иногда даже подкрепленные кое-как сляпанными «документами». Сейчас вот обсуждают аудиторскую проверку. Ее якобы инициировал Европейский фонд за демократию (The European Endowment for Democracy (EED)) в отношении офиса. И этот аудит уже выявил фирмы-однодневки у всех членов офиса Сьветы с Франей, через которые они и отмывали деньги. Поговаривают о 100 миллионах евро, отмытых трудами всего офиса. И о 18 миллионах евро на счетах верного Франтишка.
Для стремительно нищающих за границей белорусских оппозиционеров это огромные суммы, о таком они могут только мечтать.

Спонсоры в курсе

Во всех этих обсуждениях сильно умиляют рассказы про фирмы-однодневки. От них веет опытом финансовых афер из 1990‑х, которыми, видимо, не брезговала и белорусская оппозиция. Правда, не совсем понятно, для чего постоянно открывать и закрывать юрлица за границей, они ведь могут прекрасно работать и даже не особенно платить налоги в бюджет той страны, где открыты. Если, конечно, они открыты правильно и под конкретные цели. Например, как гуманитарное юрлицо, созданное для финансирования построения демократии в Беларуси. Есть в некоторых странах и такая разновидность.
А уж о правильности открытия подобных фирм, фондов, компаний и прочих юридических образований для белорусской оппозиции трепетно заботятся… сами иностранные доноры. Под это выделяются специальные средства, предусматривающие юридическое сопровождение при открытии и дальнейшей «работе» любого юрлица, которое будет использоваться для получения денег «змагарами».
Такие юрлица открываются десятками на одного и того же человека по всему миру. Мошенники от белорусской оппозиции данный вариант любят и используют уже не один год. Все участники процесса финансирования прекрасно знают, что получаемые таким образом средства идут куда угодно, только не на заявленные цели. Но все делают вид, что верят липовым отчетам, которыми в изобилии сопровождается подобная деятельность.

И что же, теперь Европейский фонд за демократию, десятилетиями прекрасно относившийся к таким юридическим аферам, внезапно прозрел и решил рассказать всем, каким образом Сьвета с Франей отмывают деньги? А остальные белорусские оппозиционеры отмывали и отмывают свои «доходы» как-то по-другому?

… и в доле

Вообще, донорские организации и сами не прочь «откусить» для себя немаленький кусочек финансовой помощи, выделяемой «змагарам». Делается это по похожей схеме.
Головная донорская компания (находящаяся, например, в США) открывает дочернюю организацию (допустим, в Англии), которая «курирует» страны Восточно-Европейского региона. В свою очередь английская дочерняя организация открывает собственную дочернюю организацию, к примеру, в Литве. И уже из Литвы среди белорусских оппозиционных организаций выбирается одна, курирующая все проекты и финансирование непосредственно в Беларуси. Таким «кураторством» занимались в свое время «Солидарность», «Весна», «ЕвроБеларусь», «независимые белорусские проф­союзы». Все небесплатно, конечно.
В результате вместо одной организации финансовая помощь (выделяемая, например, в Америке) распыляется уже на четыре, которые страдают неуемными финансовыми аппетитами. И 2/3 денег, выделяемых белорусским оппозиционерам, «съедают» промежуточные организации.

Поэтому все эти аудиты офиса Тихановской (о чем бредят наши обиженные беглые), конечно, вполне возможны, но никаких масштабных афер они не выявят. Так, какую-нибудь мелочовку, которую офис вернет спонсорам с извинениями. А может, и это не вернет. Потому что, если офис Тихановской расскажет, какие суммы «прилипают» к рукам самих донорских организаций, этим людям в их странах места будет мало. Там все серьезное финансирование — от государств или пожертвования от частных спонсоров, и сроки за вольное распоряжение такими средствами будут пожизненными.

А вообще, все эти вбросы не более чем попытки дискредитировать Тихановскую в глазах спонсоров и перехватить финансовые потоки, которых белорусской оппозиции всегда не хватает. И громче всех кричат про Сьвету те, кто сам проворачивает подобные финансовые авантюры. Вот только с суммами бурлящее сплетнями оппозиционное болото сильно ошибается: в карманах тихановских, вечерок, стрижаков, латушек уже осели миллиарды, а не жалкие миллионы. И делиться они по-прежнему не собираются. Что бы там ни булькали остальные.


Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter