Липа и медведи

С липой связаны многие древние сюжеты славянского фольклора. У русских известна легенда о липе с тремя стволами, выросшими из одного корня. Однажды князь решил срубить это дерево, но при первом ударе топора из липы брызнула кровь и ослепила его: князь получил исцеление только попросив прощения у могущественного дерева.

В качестве волшебного дерева липа фигурирует также в русской народной сказке “От чего пошли медведи”. Мужик, который захотел срубить в лесу липу, был остановлен ее голосом: дерево просило не убивать его, а взамен обещало выполнить любое желание. Однако человек все равно срубил дерево, за что он и его жена были обращены в медведей. На связь медведя и липы указывают и другие фольклорные сюжеты: сказка “Медведь на липовой ноге”, а также польские шуточные песни о священнике-медведе на липовом мосту, на исповедь  к которому приходили дикие звери.
У сербов Боснии известна сказка (повторяющая сюжет о Дедале и Икаре), герой которой сделал себе крылья из липы. По украинским поверьям, Бог дал липе силу слышать проклятья, которые жены адресуют своим мужьям: она принимает их на себя, поэтому на ее стволе много наростов.
У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних. Под такими старыми липами устраивали суды, проводили праздники и собрания жителей, здесь останавливался крестный ход во время религиозных процессий по полям, читалось Евангелие и устраивались трапезы.
О  самой  старой  чудотворной  южно- славянской липе, которая росла в Словении, упоминается в Житии епископа Августина (XIV в). Это дерево, растущее в центре села, было традиционным местом сбора парней в праздник святого Флориана (4 мая). Здесь зажигались костры, отсюда же начинался праздничный обход села.
Отношение к липе как к священному дереву у южных славян обусловило ее использование для добывания “живого” огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.
Липу считали деревом, приносящим счастье, ее охотно сажали возле домов. Говорили также, что спать под липой неопасно. В Герцеговине древний обряд венчания происходил следующим образом: молодожены с двумя свидетелями трижды обходили вокруг храма, и один из свидетелей все это время держал над их головами липовую ветвь в качестве оберега.  В чешской Силезии почитание липы мотивировалось тем, что ее цветы будто бы обладают способностью заживлять душевные и телесные раны.
Повсеместно у славян известен запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки. Сербам известно предание о человеке, сорвавшем ветку липы: у него тут же заболел конь, но когда человек вернул ветку на место, конь выздоровел. На Вологодчине верили, что человек, срубивший липу, обязательно заблудится в лесу и никогда не вернется домой.
У восточных и западных славян липа была тесно связана с христианским культом. У белорусов, поляков и словаков липа считалась “деревом Богородицы”: говорили, что на ней отдыхает Богородица, когда сходит с небес на землю, верили в то, что именно Богородица наказывает человека, причинившего ущерб этому дереву.
Словенцы считали, что Христос был распят на липе. Из древесины липы делали фигуры святых, алтари (например, знаменитый алтарь XV в. Вита Ствоша в костеле Девы Марии в Кракове). У восточных и западных славян липа также играет важную роль в весенне-летних праздниках, поскольку является одним из основных деревьев, ветками которых украшают в это время дома и хозяйственные постройки.
Высокий статус липы в “древесной иерархии” предопределил ее связь с комплексом положительных значений. Липу сажали возле дома, считая, что она сохранит его от молнии; под липой также не боялись прятаться во время грозы. Русские обставляли липовыми крестиками постель человека, мучимого наваждениями. Во время выпаса скота липовую ветку втыкали посредине пастбища, чтобы коровы не разбредались далеко и их не трогали дикие звери. В России считалось, что у ведьмы можно отбить охоту к оборотничеству, если ударить ее наотмашь липовой палкой.
Как и многие другие деревья, липа играла важную роль в народной медицине. “Липовым” дымом окуривали больных людей и скот во время эпидемий и эпизоотий, при лихорадке больной дул в отверстие, сделанное в липе, и затыкал его колышком. Верили, что когда дыра в дереве зарастет, больной выздоровеет.
В народной медицине Полесья липа могла заменять дуб: вокруг нее обносили больных детей и просили об избавлении от детской бессонницы, а женщины, желая избавиться от бесплодия, трижды обходили вокруг старой липы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter