«Линкольн» преткновения

Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость
Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость

Суббота, 2 сентября 2006 года стала черным днем для предпринимателя Саулюса Гинтаутаса из литовского города Рокишкис. В конце августа через пункт таможенного оформления «Мокраны» таможни «Западный Буг» он по делам бизнеса выехал в Украину. Через несколько дней возвращался той же дорогой. Пограничники пропустили, а вот таможенники «тормознули». У инспектора Евгения Морозова подозрение вызвал технический паспорт на автомобиль «Линкольн», с которым Гинтаутас беспрепятственно проехал таможню несколько дней назад.

— Информация об автомобиле и о владельце отпечатана на разных печатных устройствах. При элементарном механическом воздействии одна из записей стиралась. Кроме того, техпаспорт отпечатан на бланке американского штата Иллинойс, а регистрационный номер автомобиля принадлежит штату Миннесота. Был сделан вывод, что техпаспорт поддельный, а номер относится к другому транспортному средству. На основании статьи 193–8 КоАП («Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием документов или средств идентификации») было принято решение задержать «Линкольн» для проверки, — разъяснил мне суть претензий главный инспектор отдела таможенных расследований «Западного Буга» Денис Сахарчук, непосредственно занимавшийся этим делом.

Гинтаутаса вместе с тремя друзьями таможенники высадили в Малоритском районе, и в Литву они добирались уже на автобусе.

Время шло, а о машине — ни слуху ни духу.

— Я поинтересовался, почему мне не предъявляют никаких претензий? Забрали автомобиль — и все? — возмущался Саулюс Гинтаутас в телефонной беседе со мной.

На обращение в таможню ему ответили: ждите. В ноябре Гинтаутас решил сменить воду в радиаторе на антифриз — зима на пороге. Уперся, как в стену. Принялся писать жалобы, наконец в январе разрешили приблизиться к своей машине. Говорит, приехал в Брест, увидел на открытой стоянке белый «Линкольн» под шапкой снега... Так и до ржавчины недалеко. Закипело на душе! Вернулся домой, сел за компьютер и принялся писать жалобы... Дошел до Администрации Президента.

Вот тогда и были «приняты меры». Республиканская Прокуратура поручила прокуратуре Брестской области разобраться в конфликте. В адрес таможни ушло предписание с четким выводом: «Нарушение законодательства, выраженное в бездействии таможни «Западный Буг», носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам иностранного гражданина».

29 января (напомню, автомобиль задержали 2 сентября 2006 года) таможня наконец составила протокол и передала документы в суд. 23 февраля суд Московского района рассмотрел дело, признаков преступления не нашел и постановил вернуть автомобиль хозяину. Брестский областной суд с таким решением согласился.

Значит, все? Инцидент исчерпан, литовский бизнесмен может забрать свой «Линкольн»? Если бы! Представители таможни стоят на своем и по–прежнему уверены, что номера на «Линкольне» «чужие», а техпаспорт «поддельный». Правда, никаких серьезных документов на сей счет в суд они не представили. Наоборот, выглядели неубедительно, предъявив результаты «микроскопического исследования техпаспорта». В заключении экспертно–криминалистического центра МВД сказано, что техпаспорт не подвергался «подчистке, травлению, дописке отдельных знаков», а бланк «вероятнее всего, изготовлен предприятием, осуществляющим производство продукции данного вида». Да, эксперты установили, что техпаспорт заполнен на разных печатных устройствах, но доказательств того, что в Америке или Литве так делать запрещено, у таможни нет.

— Я купил «Линкольн» через интернет–магазин летом 2006 года. Из Великобритании в Литву автомобиль доставил представитель продавца, заодно привез и техпаспорт, в который уже была вписана моя фамилия. В Литве главное — техпаспорт и страховка... Что касается знаков, так в США, любой школьник подтвердит, можно заказать и зарегистрировать любой номерной знак. У меня на знаке, например, написано: «Миннесота 1000 озер». Прежнему владельцу так захотелось... Но почему таможенники уверены, что номер принадлежит штату Миннесота, я не знаю, — разводит руками Саулюс Гинтаутас. И добавляет: — Не понимаю, чего от меня хотят?..

В таможне уверены, что владелец автомобиля должен был представить им документы о купле–продаже, свидетельство того, что номер подлинный и т.д. Но почему? Где логика, где презумпция невиновности? Разве не тот, кто обвиняет, и должен искать доказательства, не так ли?

— Почему четыре месяца не составляли протокол? — интересуюсь у Дениса Сахарчука.

— Потому что проверка продолжалась, а по нашему законодательству у нас ограничений по срокам не было.

— Да, но почему в Интерпол запрос подали только через три месяца после задержания автомобиля?

— Требовалось собрать конкретные документы, подтверждающие наши подозрения и признаки правонарушения.

— А ответ из Интерпола пришел?

— Пока только промежуточный (в нем говорится, что из США ответа нет. — В.К.). Будем ждать. Мы считаем, что ответ подтвердит наши выводы.

— Но ведь суд принял решение вернуть автомобиль владельцу. Почему не возвращаете?

— Потому что уверены в своей правоте: техпаспорт поддельный, а регистрационный номер принадлежит другому автомобилю. Мы обжалуем постановление суда, которое только что получили. Гражданин Литвы, как и гражданин любой другой страны, не имеет права нарушать действующее в Беларуси законодательство...

У Саулюса Гинтаутаса бизнес в Украине, и он ездит через Беларусь уже 10 лет. Говорит, что никогда никаких проблем на таможне не было. И к стране нашей он всегда относился с симпатией. Как директор общества «Zirzile», предлагающего услуги кабельного телевидения, в свое время даже помог возобновить вещание телеканала «Беларусь ТВ» на территории Литвы. В минувшем году руководство Национальной телерадиокомпании и телеканала «Беларусь ТВ» выразило ему по этому поводу благодарность. И тут такой «подарок»...

— Я сдавал «Линкольн» в аренду на свадьбы, это мой бизнес. За эти полгода столько денег потерял... Хотел заниматься бизнесом в Беларуси, но теперь боюсь, — вздыхает Гинтаутас.

Неужели это главный вывод из всей истории?..

Поразмышляем. Об инциденте писали литовские газеты, он имел немалый резонанс. Да, г–н Гинтаутас в своих интервью литовским журналистам акцентирует внимание на том, что он благодарен Президенту А.Лукашенко за внимание к его проблеме, за то, что вопрос сдвинулся с мертвой точки. Но вряд ли нам стоит радоваться, что лишь обращение в самую высокую инстанцию помогло «тронуться льду»... В Беларуси хорошо известно, что центральное руководство таможенных органов в последние годы много сделало для улучшения организации всей работы системы, жестко потребовало от персонала, таможенных служащих повышения культуры в работе, абсолютного искоренения таких явлений, как взятки. Меры эти весьма жесткие. Подтверждением принципиальности руководства Государственного таможенного комитета могут считаться и выявленные им факты превышения служебных полномочий теперь уже бывших сотрудников перехода «Западный Буг», в отношении которых возбуждены уголовные дела и ведется следствие. Понятно, что «воспитательная работа» не сразу приносит результат и главным препятствием является «человеческий фактор». Не каждый офицер таможни, к глубочайшему сожалению, сердцем и разумом понимает, что он не простой чиновник, а лицо, по которому иностранцы судят о нашей стране. И каждый случай снисходительного чванства, чрезмерного бюрократизма, демонстрация «власти» становится неприглядным штрихом на большом имиджевом портрете государства. Надо ли скрывать, что хмурое, но преисполненное особой «важности» выражение лица иного таможенника порой очень уж контрастирует с приветливой, деловитой физиономией его зарубежного коллеги. Так и хочется спросить: «Когда, в конце концов, это закончится?» Неужели трудно совместить и приветливость, и разумную строгость, и деловитость, и радость по поводу встречи с иностранным гостем? Все это в сумме, между прочим, называется одним словом — профессионализм!

Будем надеяться, что наш литовский сосед г–н Саулюс Гинтаутас не «усмотрит» в этой истории какой–то предвзятости со стороны таможенных служб, что вопрос возник исключительно на формальной основе, что никто не захотел, как написано в одной литовской газете, «воспользоваться чужим «Линкольном». Что же касается руководителей таможни «Западный Буг», то кажется, пора вспомнить все актуальное, что касается «борьбы с бюрократизмом», и решить наконец затянувшийся вопрос по существу. А выполнение судебных решений, кстати, дело не добровольно–избирательное, а обязательное. Для всех!..

Фото Андрея КИМА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter