Линия огня

Лучший комбат не привык останавливаться на полпути

Лучший комбат не привык останавливаться на полпути


Заброшенная база отдыха в стороне от оживленных магистралей. Вокруг — километры леса. От непрошеных гостей защищают забор и надежный замок на железных воротах. Подходящее место для тайного убежища. Тут и устроили свой лагерь «диверсанты». На поиск «вооруженных преступников» отправляется рота спецназа внутренних войск. Через несколько часов зона «прочесывания» сужается до двух километров на километр. Кольцо, в которое угодили обитатели лесного лагеря, сжимается. Только «отшельники» об этом не подозревают.


В центре огороженного пространства — спортплощадка. Крепкие парни в спортивных костюмах заняты отработкой приемов рукопашного боя. А буквально в 20 метрах за тренировкой наблюдают зоркие глаза дозорных, выдвинувшихся на разведку. За ними двигаются группы захвата столь бесшумно, что не шелохнется даже паутинка на деревце. Спецназовцы работают предельно аккуратно. Через несколько минут — штурм. Учебный. Но напряженности момента это не умаляет. Сегодня у ребят тактическое учение, а уже завтра им может быть дана команда обезвредить не условных, а настоящих бандитов.


Руководитель учения, командир второго батальона бригады специального назначения внутренних войск (войсковая часть 3214) майор Вячеслав Максимов скидки на учебный характер спецоперации не делает. Не раз убеждался в схватках с преступниками: выигрывает тот, кто не ленился на тренировках. Полгода рядовые и сержанты оттачивали тактику задержания в учебных классах и спортзале. Штурм лагеря «диверсантов» — финальный зачет.


Рация у командира не умолкает. Связь с группами захвата непрерывная.


— Лагерь блокировать! Наблюдать! Приготовиться группам захвата! — позиция майора Максимова — без досконального знания диспозиции противника к завершающей стадии спецоперации приступать рискованно. — Применять оружие только в случае сопротивления!


По команде «Штурм!» бойцы молниеносно окружают «спортивные костюмы».


— Бросить оружие! Руки за голову! На землю! — группы захвата действуют решительно. Нельзя допустить, чтобы «бандиты» перехватили инициативу.


Каждое движение четкое и продуманное, будто все происходящее — хорошо отрежиссированная постановка. Но спецназовские будни — не кино. В данном случае автоматизм — результат упорного труда бойцов и их командиров. Капельки пота над бровями — не плод стараний гримера, и автоматы, наставленные на лежащие на траве фигуры, — не бутафория. Впрочем, гладкий сценарий к учениям спецподразделения не подходит. Преступник, загнанный в угол, свирепее лютого зверя. Боец спецназа обязан быть готовым к любым неожиданностям. Один из вариантов: двое крайне агрессивно настроенных парней пытаются бежать. Времени для размышлений нет. Доли секунды. Но решение принимается правильное: огонь на поражение.


Зачет командиром принят. Ребята справились с задачей. На лицах — усталые улыбки: сказывается многочасовое напряжение, когда нервы, как натянутая струна. Кстати, недавно майор Максимов сам побывал в роли экзаменующегося: выдержал тест на звание лучшего комбата года. Это испытание проводится во внутренних войсках уже 3–й год. И каждый раз планка для победителя все выше.


Максимов — командир опытный, но не скрывает: сдать экзамен было непросто. На почетное звание самого профессионального комбата претендовало 18 кандидатов, опять же лучших из лучших. На первом этапе офицеры продемонстрировали теоретические знания, затем показали, на что способны на стрельбище и на спортплощадке.


— Даже трудно сказать, что сложнее: теория или практика, — признается Вячеслав. — Письменное тестирование (на каждый вопрос — минута), безусловно, — серьезное испытание. Проверка меткости и выносливости (ведь командир должен уметь все, чему учит подчиненных) — тоже ответственный этап. Но я бы сказал, что первое место — не единственный стимул в этом конкурсе. Плюс ко всему соревнования командиров — редкая возможность обменяться ценным опытом. И это не менее важно, чем победа. И за товарищей я переживал не меньше, чем за себя.


Как говорится, настоящий герой не тщеславен.


Пообщавшись с Вячеславом, я поняла: комбат — борец по натуре. Еще в детстве, когда мать, судейский работник, приводила сына в зал судебных заседаний, у Славы выработалось обостренное чувство справедливости. И над вопросом «Кем быть?», в отличие от некоторых сверстников, не мучился. После школы поступал в Академию МВД. Для зачисления не хватило всего нескольких баллов. Но планы не поменял, а еще больше в них утвердился. И через год стал курсантом факультета внутренних войск Военной академии.


Мечту каждого спецназовца — краповый берет — Вячеслав воплотил в жизнь через два года после окончания академии. С четвертой попытки.


— Слаб не тот, у кого что–то не выходит, а тот, кто бросает начатое на полпути, — принцип комбата Максимова. — Что я бы посоветовал будущим кандидатам в «краповики»? Каждый этап испытания воспринимать как самый важный. Думать, что вот именно от этого рывка зависит конечный результат. Тогда все получится. А в командных заданиях нужно уметь работать в паре.


Чувство локтя искусственно не привьешь. Надежность дружеского плеча начинаешь ценить только перед лицом опасности. Что такое взаимовыручка, Вячеслав понял еще в 1999 году, сразу после выпуска. Тогда в Орше орудовала вооруженная банда. Убийства, вымогательства, разбои: город жил в бесконечном страхе. Для наведения порядка в «горячую точку» были направлены бойцы 2–го батальона войсковой части 3214, которым тогда командовал майор Виктор Палей. Скрываясь от преследования, один из вооруженных преступников тяжело ранил комбата из пистолета. По тревоге были подняты все спецподразделения. В числе командированных в Оршу был и лейтенант Максимов. Беду сослуживца молодой офицер воспринял как свою собственную. В изнурительных рейдах в составе патрулей он провел не одни сутки. Общими усилиями город был очищен от криминальной накипи. И с тех пор Вячеслав твердо усвоил правило трех мушкетеров: на линии огня один за всех и все за одного.


Победа Вячеслава на недавнем конкурсе — не случайность. Это подтвердит каждый из 170 подчиненных майора Максимова, для которых комбат — не просто командир, а авторитет! Мнение бойцов в данном случае достовернее любых тестов. Высшая оценка! Недавно комбат Максимов удостоился государственной награды — медали «За отличие в воинской службе». Почет, конечно, — вещь приятная. «Но наивысшая награда для командира, — считает Вячеслав, — это видеть результат своей работы. Моя задача — воспитывать из вчерашних школьников настоящих мужчин». Да еще каких!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter