Накал противостояния между Россией и Западом только нарастает

Линия идеологического фронта

Накал противостояния между Россией и Западом только нарастает. Любой конфликт предполагает наличие четко обозначенной позиции у каждой из сторон. Понятной, убедительной, привлекающей сторонников. В конечном счете война, будь то горячая или гибридная, — это соревнование не только вооружений, экономик, пропаганды, но и идей. Солдат должен ясно осознавать, ради чего он идет на смерть, а обыватель — во имя каких целей он терпит лишения. Буквально накануне противоборствующие стороны в очередной раз выстроили линию идеологического фронта. Своими мыслями поделились министр иностранных дел России Сергей Лавров и канцлер Германии Олаф Шольц.


Глава российского МИД дал два интервью зарубежным СМИ. В них проявился характерный стиль общения российских политиков с западными визави. Последовательное, терпеливое разъяснение своей стратегической линии.
Причем с другой стороны как будто ничего не слышат. Или делают вид, интерпретируют слова в нужном свете, затем анализируют не смысл сказанного или сделанного, а собственное понимание этого. И такой, с позволения сказать, диалог длится годами! Кстати, и с Беларусью Запад разговаривает примерно так же…
Сергей Лавров слывет жестким переговорщиком. Мы знаем, что в случае чего он за словом в карман не полезет. Но оба интервью выдержаны в подчеркнуто корректном тоне, министр иностранных дел ведет дискуссию, как и положено, дипломатично. И это порой вызывает недоумение и даже раздражение у некоторых ура‑патриотов. Спокойный разговор они готовы воспринимать чуть ли не как сдачу позиций. Что же, страсти сейчас раскалены. А вот Лаврову в силу должности положено сохранять хладнокровие, проявлять выдержку. Ведь не уподобляться же украинским дипломатам с их истериками и даже площадной бранью, которую они изрыгают налево и направо. И все же Лавров предельно конкретен: «Мы уже сделали самый главный вывод: мы не можем полагаться на Запад в чем‑либо, особенно в сферах экономики, технологий, продовольствия, других ежедневных потребностей, которые являются стратегическими».
Иными словами, Россия выступает за мирное урегулирование любых конфликтов, но при этом дает недвусмысленный сигнал: планета изменилась и не вернется к той системе международных отношений, которая существовала до начала специальной военной операции. И от этой позиции российское руководство, похоже, отступать не намерено. Да и куда отступать? Ведь решается судьба самой российской государственности.
Канцлер Германии выступил со статьей в издании Die Welt в очень сложный для себя период. Его правительство очертя голову поддержало киевский режим, так сказать, проявило солидарность коллективного Запада. В итоге это обернулось для Германии огромным количеством проблем, прежде всего экономических. И сейчас поддержка такой политики в обществе падает: по данным соцопросов, с 56 до 45 процентов. Дело дошло до того, что самого Олафа Шольца даже освистали на одной из публичных встреч. А тут еще американцы, сводя счеты с Берлином за старые обиды, спустили с цепи своих киевских марионеток. И вот уже Зеленский дает от ворот поворот федеральному президенту Вальтеру Штайнмайеру. А украинский посол в Берлине обзывает Шольца «обиженной ливерной колбасой». Справедливости ради скажем, что сама статья написана еще до этого унизительного оскорбления.

Публикация Олафа Шольца выглядит как попытка убедить читателя в приверженности канцлера либеральным ценностям.

Он заявляет следующее: «Война Владимира Путина направлена ​​против всего, что составляет демократию. Но демократические страны мира сегодня более сплочены, чем когда‑либо, и более устойчивы к кризисам в долгосрочной перспективе, чем Россия или Китай». Думается, что немецкий канцлер пре­увеличивает степень консолидации Запада. Хотя это не самое главное.
Статья не содержит никаких принципиальных предложений.
Даже не совсем понятна цель ее написания. Ведь и Германия, и весь Евросоюз ждут от немецкого правительства вразумительной программы решения вопросов войны и мира, экономических проблем. Ничего этого там нет. Только повторение давно известных догм и опора на привычные авторитеты: Оруэлл, Фукуяма…
Различия между публикациями Лаврова и Шольца как нельзя лучше отражают ту пропасть непонимания, которая пролегла не только между Западом и Россией, но и между Западом и остальным миром.
Это непонимание носит фундаментальный характер и выступает в качестве одного из ключевых факторов нынешнего конфликта. А потому в развернувшейся острой борьбе победителем выйдет тот, кто предложит не только своим сторонникам, но и всему миру новый проект будущего. Как бы пафосно это ни звучало.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter