Линии жизни

В  Минске  завершено  создание  Единой  дежурно-диспетчерской  службы.  101  меняет  адрес  и  начинает  испытания  уникальной  цифровой  АТС  с  интеллектом

В  Минске  завершено  создание  Единой  дежурно-диспетчерской  службы.  101  меняет  адрес  и  начинает  испытания  уникальной  цифровой  АТС  с  интеллектом 

Глупейшая ситуация: забыл ключи, дверь закрыта, родные уехали отдыхать в Украину. На часах — 0.20. Ломать посреди ночи стальной косяк бессмысленно, набираю 101. Через тридцать секунд девушка-диспетчер знала обо мне все. Еще спустя двадцать минут я жал руку специалисту по экстренному вскрытию дверей за филигранную технику: замок цел, «сейф» побежден… И вот недавно вхожу в здание Центра оперативного управления при столичном управлении МЧС на Логойском тракте, 17. Поднимаюсь на третий этаж — и стою в растерянности: диспетчеров-то четыре. Кого из них благодарить? 

Вообще, со старшим помощником оперативного дежурного в смене — пять человек. И, признаюсь, я не завидую их работе. 24 часа в сутки здесь разрываются многоканальные телефоны: людям нужна помощь. Срочно нужна. Горит подвал, ребенок заперся на балконе, в подъезде — запах газа, кто-то ломится в дверь, у жены начались схватки, во дворе нашли змею, вороны клюют детей — за смену диспетчеры решают по 1500—2000 подобных головоломок. В праздники — по 4000—5000. Если пожар — под рукой кнопки прямой связи с каждой из пожарных аварийно-спасательных частей города. В противном случае вызов тут же переадресуют дежурно-диспетчерской службе по профилю: милиция, «скорая», газовики… 

— До изменения нумерации главной проблемой были ложные вызовы и звонки с мобильных из других регионов. Представьте, дозванивается человек и сообщает о пожаре в пятиэтажке на улице Богдановича. Выезжает боевой расчет спасателей, а там… ничего. Позже, после второго звонка, все становится ясно: горит-то дом не в Минске, а в Бресте. Этот вопрос быстро помогли решить сами сотовые операторы: теперь звонок с мобильника на 101 имеет конкретную географическую привязку, — рассказывает Илья Вечер, старший помощник оперативного дежурного ЦОУ при Минском городском управлении МЧС. — В марте этого года, сразу после замены 01 на 101, вышла очередная незадача: чуть ли не каждую минуту нам звонили клиенты такси «Столица» или службы эвакуации автомобилей. В режиме справочной пришлось работать довольно долго. Пока им не изменили номера телефонов. 

И вот очередные перемены. В начале следующего года центр должен переехать на улицу Интернациональную, 26. Уже в эту пятницу в двухэтажке возле гостиницы «Европа» начнутся испытания цифровой мини-АТС с уникальным программным комплексом. По сути, в Минске появится первая диспетчерская служба такого высокого уровня оперативности и технической оснащенности. 

— Решение о создании Единой дежурно-диспетчерской службы столицы Мингорисполком принял в апреле 2006 года. Сегодня это уже 10 дежурно-диспетчерских служб, подключенных к корпоративной сети города сверхскоростными  оптико-волоконными линиями связи. Вести и замыкать их на Логойский тракт нецелесообразно. Поэтому центр оперативного реагирования на любые нештатные ситуации решили разместить здесь, на Интернациональной. Штат дежурной смены расширят до восьми человек: шесть диспетчеров, аналитик и оперативный дежурный. Новое оборудование протестируют, настроят и запустят в работу, — говорит Сергей Цвирко, заместитель начальника ЦОУ, начальник отдела ликвидации ЧС при Минском городском управлении МЧС. — Это новейший программный комплекс, который напрямую связан с цифровой мини-АТС. Интеллект машины многократно облегчает задачу диспетчера и сводит практически к нулю человеческий фактор. Автоматический поиск адреса по номеру телефона, архив ложных вызовов, режим прерогативного приема звонков и всплывающие окна-подсказки — то, на что раньше уходили минуты, теперь займет секунды.                               

Впрочем, до полного совершенства еще далеко: испытания, повторюсь, только начались. Да и 10 аварийных диспетчерских служб, связанных сейчас прямой линией оптико-волоконной связи, — только начало. Специалисты говорят, что в перспективе их должно стать 40. 

Спецхран 

Андрей ГОТИН, директор Музея пожарного и аварийно-спасательного дела МЧС: 

— Мало кто знает, что 1 января 2008 года номеру 01 исполняется 75 лет. Единицам известен и другой факт: единый номер для экстренного сообщения о пожаре появился в Беларуси на 12 лет раньше, чем в России. А начиналось все в ноябре 1932 года, когда в Минске заработала автоматическая телефонная станция системы Эриксона, рассчитанная на 10 000 номеров. Теперь каждый абонент мог вызвать любого абонента по списку без помощи телефонистки, набрав необходимый номер на особом нумераторе телефона. Автоматическое соединение не требовало больших усилий и производилось гораздо быстрее, чем при ручном наборе. 

В это же время для шести команд пожарной охраны НКВД Минска были введены новые номера и общий коммутатор 20-016 (городские абоненты набирали просто 01). Коммутатор располагался в депо первой городской пожарной команды по улице Бакунина. 

1 января 1933 года газета «Советская Белоруссия» опубликовала постановление городского Совета о введении единого номера 01 для экстренного вызова пожарной помощи. К сожалению, по сей день не известно имя человека, предложившего именно такую очередность набора из последней и первой цифр. По-своему она гениальна: удается избежать случайностей в наборе, безошибочность комбинации гарантирована даже в темноте или при сильном волнении. Дата 1 января 1933 года с этого момента стала  памятной в истории пожарно-спасательной службы Беларуси. 

Любопытно 

Аналогичные модели построения служб экстренного вызова (только с единым номером 112) сейчас действуют в Испании, Финляндии, Литве и Латвии. Мировой опыт показывает, что самое сложное при организации работы таких диспетчерских служб — создание алгоритмов взаимодействия между оперативными министерствами, а также борьба с ложными вызовами. 

Коротко 

На 1 декабря в Беларуси полностью сформирована служба ЕДДС: она действует в 115 районах, 5 областных центрах и столице республики. Создание ЕДДС не отменяет прежний порядок приема сообщений о происшествиях. Если случилась беда, вы можете смело набирать привычные номера: 101, 102, 103, 104 и т.д. по списку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter