Лингвистика расширяет границы поиска

Развитие научных знаний во многом определяется состоянием лингвистики - науки о языке, с помощью которого формулируются и передаются основы научных знаний. В эпоху стремительного развития новых информационных технологий потребовались новые знания, которые позволили хотя бы частично смоделировать языковую способность человека. Глобализация мирового сообщества, в результате которой языковые контакты приобрели невиданные доселе масштабы, потребовала разработки новых способов быстрого и эффективного изучения языков с учетом особенностей использования языка в разных обществах и культурах. Результаты исследований лингвистов сегодня востребованы везде – в образовании, в сфере IT, экономике, медицине, юриспруденции. Мы пользуемся ими, например, когда вводим в поисковик компьютера нужное нам понятие, переводим при помощи google-переводчика, пишем sms или отправляем голосовое сообщение. Лингвисты решают сегодня много важных, актуальных и масштабных теоретических и прикладных задач.,

Наталья Лаптева, ректор МГЛУ:






 - Минский государственный лингвистический университет является лидером в области языкового образования в Республике Беларусь, одним из ведущих научных центров фундаментальных и прикладных исследований языков. Научные школы МГЛУ  - научно-методическая школа преподавания иностранных языков, белорусская фонетическая школа, школа лексической семантики, школа дискурсологии и коммуникативной лингвистики известны не только в Республике Беларусь, но и далеко за ее пределами. Будущее научных школ МГЛУ в надежных руках: сегодня рядом с известными учеными в активном научном поиске молодые исследователи, готовые продолжить научные традиции своих учителей и открывать новые горизонты в науке.


Анна Сытько, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой фонетики и грамматики немецкого языка МГЛУ , докторант:


- В обыденном понимании лингвистику сводят к изучению иностранных языков. Да, выучить язык вполне возможно, но будет ли этого достаточно для того, чтобы стать лингвистом? На мой взгляд, конечно же, нет. Очень важна теоретическая лингвистика - одна их главных в цикле гуманитарных дисциплин. Это молодая наука. Мы все еще недостаточно знаем о языке, ведь это один из самых сложных для исследования объектов, который ставит перед учеными нетривиальные задачи.

Как огромное количество семантической информации структурируется и хранится в ментальном лексиконе людей? Как формируется лексическое значение и как оно функционирует в речи? Каким образом построена коммуникация, каковы ее содержательные и структурные параметры? Эти и многие другие вопросы открыты и по сей день.

Лингвистика сегодня превращается в набор инструментов и технологий: она не только описывает и объясняет, она моделирует. В XXI веке у этой науки есть большое будущее и, безусловно, центральной фигурой всех теоретических лингвистических построений становится говорящий человек. Лингвистические школы в МГЛУ активно занимаются изучением речи и речевой коммуникации. Несмотря на разность предметов исследований, их задача едина - понять, какими языковыми средствами достигается эффективное общение, взаимодействие.

Сегодня ученые Белорусской фонетической школы, известной за пределами нашей страны, берущей своё начало со времен основания университета, тогда еще Минского педагогического института иностранных языков, под руководством доктора филологических наук, профессора Надежды Евчик, кандидата филологических наук, профессора Елены Карневской, проводят экспериментальные исследования в области просодии речи, неотъемлемой части речевой деятельности человека, важной составляющей качественной коммуникации.

Молодая школа дискурсологии и коммуникативной лингвистики занимается проблематикой коммуникативно-прагматических категорий дискурса, средств их языковой репрезентации в лингвокультурном аспекте, коммуникативной и метакоммуникативной организации диалога. Деятельность научных школ МГЛУ - это и активная работа по подготовке диссертационных исследований, полученные результаты которых имеют прикладное значение для создания интеллектуальных компьютерных систем.

Молодые исследователи МГЛУ с представителями ректората

Павел Глазко, кандидат филологических наук, доцент, докторант МГЛУ:


- Современная лингвистика - наука не только о языке. В контексте настоящего времени грани между различными направлениями гуманитарного знания стираются. Поэтому, занимаясь лингвистикой, мы зачастую имеет дело с психологией, социологией, культурологией, политологией и другими науками. Все это вызывает глубокий интерес.

А стремительно развивающаяся ныне теория дискурса не только широко открывает двери к другим научным отраслям, призывая изучать закономерности коммуникации во всех социально значимых сферах. Владение основами теории дискурса способствует формированию культурной, политической и информационной грамотности, более эффективной межкультурной коммуникации. Следовательно, лучшему взаимопониманию между представителями различных социальных групп и культур.

Информация сегодня подобна изобилию товаров: ее много, она легко доступна, разнообразна, и необходима нам ежедневно. Учитывая то количество информационных данных, которое мы потребляем, очевидной становится потребность в умении разбираться в их свойствах и качестве, отделяя зерна от плевел. Это помогает ориентироваться в информационных потоках, потребляя не все и сразу, а только необходимое, ценное, достоверное.

Инна Колосовская, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингводидактики и методики обучения иностранным языкам МГЛУ:


- Белорусская школа методики преподавания иностранных языков сформировалась в начале 60-х годов ХХ века под руководством профессора Ивана Комкова. Она известна далеко за пределами страны. Система подготовки научных кадров высшей квалификации включает обучение в магистратуре по специальности «Лингводидактика» и аспирантуре по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)». За годы работы подготовлено более 100 кандидатов наук и 150 магистров, среди которых представители России, Польши, Турции, Туркменистана, Сирии, Ирана, Китая.

Сегодня здесь активно ведутся исследования в области языкового и лингвистического образования, проектирования образовательных стандартов и программ, разработки методического обеспечения образовательного процесса. Ученые МГЛУ - ведущие специалисты в области создания национальных учебников по иностранным языкам для школ и вузов, учебных пособий по методике обучения иностранным языкам и использованию современных образовательных технологий.

Учебники по иностранным языкам для школ

Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков - перспективные молодые науки. Для исследователей, которые стремятся к инновационным открытиям, есть немало возможностей для реализации научного потенциала. Уже со школьной скамьи учащиеся могут погрузиться в исследовательскую работу. На базе учреждений общего среднего и специального образования успешно работают филиалы кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.

Опытные специалисты ведут научные кружки по использованию социальных и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре. Доброй традицией стало участие школьников, студентов, магистрантов и аспирантов в международных конкурсах и научно-практических конференциях, проводимых кафедрой и университетом. Найти свое направление в исследовании помогут молодые ученые и признанные мэтры, которые руководят курсовыми и дипломными работами, магистерскими и кандидатскими диссертациями по лингводидактике и методике преподавания иностранных языков. Представленные труды ежегодно побеждают в Республиканском конкурсе научных работ студентов и многочисленных зарубежных первенств и олимпиад. В течение многих лет плодотворное сотрудничество с университетами и научно-методическими центрами позволяет молодым ученым делиться опытом с коллегами за рубежом.


Любовь Первушина, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы МГЛУ: 


- Не безосновательно художественный текст закреплен в программе обязательного обучения иностранного языка. Чтение и анализ зарубежной литературы - это получение ключа к культурным кодам, лежащим в основе языка. Работа с произведениями мастеров слова учит пониманию национально-культурной специфики в странах изучаемых языков. Это формирует представление об исторических и современных аспектах жизни другого общества.    

На кафедре зарубежной литературы МГЛУ научные исследования проводятся в рамках приоритетных направлений в области литературоведения. Идет всестороннее изучение тонкостей языка новейшего английского психологического, исторического, эмигрантского, этнического американского романа, его растущий диапазон форм и жанровых трансформаций. Помимо этого, исследуются плодотворные традиции творчества афроамериканских авторов, присутствие афро-азиатской, мексикано-американской и индейской культур в общем эстетическом поле американской литературы.

Преподаватели кафедры имеют возможности научного поиска, повышения профессиональной квалификации и раскрытия их творческого потенциала в аспирантуре и докторантуре.

Если говорить о сфере моего научного интереса, это актуальное исследование литературы послевоенной славянской эмиграции в художественном поле Америки конца ХХ - начала ХХI веков. Сегодня многоликая литература США рассматривается как территория разных этнических источников, которые живут по своим законам внутри общеамериканской литературы. Наследие, созданное писателями славянской эмиграции, - сложное явление идейно-эстетического порядка. Это и источник информации о культурах Восточной, Западной и Южной Европы, который привнес в поликультурное пространство Америки национальное и идейное своеобразие. Произведения славянских авторов-эмигрантов эмоционально отражают события в странах их происхождения, пересечение историко-культурных, социально-политических, философских, общеэстетических и литературных векторов. И это неординарное явление американской литературы.

Вывод очевиден: и сегодня, и в последующем изучение и анализ художественных текстов - важный аспект лингвокультурной подготовки студентов МГЛУ. Это источник эстетической и языковой информации, стимул и мотивация для более глубокого и творческого изучения иностранного языка на высоком уровне.

УНП 100028902

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter