Что мешает белорусам работать с высокопородным мясным скотом не хуже американских фермеров?

Лимузины без компенсации

Мы можем, если захотим, работать с высокопородным мясным скотом не хуже американских фермеров. Но что мешает?


РЕСПУБЛИКАНСКОЙ программой развития племенного дела в животноводстве на 2011—2015 годы предусматривалось создание 25 племенных сельхозорганизаций для разведения высокопородного мясного скота. К концу этого года нужно было увеличить чистопородное и помесное поголовье коров шароле и герефорд до 3,5 тысячи голов, а лимузинов и абердин-ангусов — до 6 тысяч.

Чистопородный молодняк мясных пород, быков-производителей, эмбрионы в республику завозили из стран, успешно развивающих это направление животноводства.Только в этом году в России и Венгрии, например, закупили около 300 нетелей, несколько быков-производителей. Правильной  работе, приемам  получения высококачественной говядины, в том числе и мраморного мяса, другим технологическим приемам пришлось учиться у зарубежных коллег и наших восточных соседей. В конце лета представительная группа ученых, специалистов и практиков в Воронежской области изучала технологию содержания и переработки мясного скота. 

За пятилетку в итоге удалось сделать немало. На начало осени мясной скот выращивали 256 сельхозорганизаций,  более чем в 220 из них он содержится на отдельных фермах, в том числе в 29 — на племенных. В целом по республике насчитывается почти 70 тысяч мясных животных, в том числе 23,5 тысячи — чистопородные и помесные коровы мясных пород.  Если и их разложить по категориям, то на первую приходится 5,6 тысячи. Не случайно на разных уровнях все чаще заходит разговор о деликатесном мраморном мясе, мясе премиум-класса, стейках и совершенствовании технологии производства специализированного мясного скота. 

— Каждая область у нас специализируется на определенных породах, — комментирует ситуацию исполняющий обязанности генерального директора «Белплемживобъединения» Геннадий Гунев. — На Брестчине предпочтение отдают абердин-ангусам и лимузинам, на Витебщине и Могилевщине — герефордам, Гомельщине — лимузинам. Хозяйства завозили нетелей из-за пределов республики, получали ремонтных быков. Для занятий мясным скотоводством аттестовано 29 племпредприятий, на 4 больше, чем предусматривалось республиканской программой. 

— В районе 188 чистопородных и первого поколения лимузинов, — рассказывает первый заместитель начальника Дзержинского райсельхозпрода Елена Брикальская. — Из них 113 — коровы. Все поголовье содержится в филиале Минского мясокомбината. Расчет, видимо, сделан с перспективой переработки впоследствии таких животных у себя. Подготовлена первая партия бычков на продажу, телочки оставлены для воспроизводства. Правда, цена реализации животных практически такая, как на обычный скот. Какая от него будет отдача, пока неизвестно. 

Аналогичной точки зрения придерживается и директор ОАО «Агро-Мотоль» Ивановского района Вячеслав Каштальян. В хозяйстве около двух тысяч голов мясного скота, больше всего — лимузинов. Выход мяса от них — около 60 процентов. Но закупочные цены на скот мясных пород не покрывают затраты на содержание коров и выращивание телят до их реализации. Рентабельность постоянно граничит на грани убытка. Еще бы 15—20 процентов компенсации затрат, и тогда, по словам Вячеслава Николаевича, это подразделение животноводческой отрасли, возможно, работало бы эффективно. 

Не лучше ситуация и в воложинском СПК «Першаи». На каждый вложенный в мясное скотоводство рубль приходится 37 копеек убытка. В следующем году, полагает председатель Евгений Скрундь, он сократится. Но вряд ли настолько, что покроет все затраты. Действующие закупочные цены на скот мясных пород не обеспечивают рентабельную работу. 

За 8 месяцев получено свыше 4,1 тысячи тонн говядины. Молодняк крупного рогатого скота мясных пород ежесуточно прибывал в среднем по 712 граммов. Правда, годом ранее привес был на грамм больше. На 32 грамма увеличился он на Брестчине, на 25 — на Гомельщине, однако до среднереспубликанского уровня пока так и не дотянул. Немало незадействованных резервов и в других регионах. Отсюда большие затраты, высокая себестоимость. 

Мир все больше потребляет высококачественной говядины. От молочного скота такую не получить. Это связано с особенностями разведения животных, их селекцией. И специализацией производства. После отела и примерно до семимесячного возраста породистый молодняк можно выращивать на дешевых летних кормах в группах по три, пять, даже тридцать голов. Потом из них нужно формировать большие гурты. Об этом, кстати, во время прямой линии с читателями «СГ» говорил и министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. «Закрыли быков в сараях и хотим получить от них высокую отдачу», — недоумевал он. 

Так быть не должно. Надо идти дальше. На Западе, в США, Канаде, уже отработана вся технологическая цепочка производства высококачественной говядины. Там на заключительном этапе — откормочных площадках — животных выращивают до 500 и более килограммов. Аналогичным образом необходимо поступать и нам. После семимесячного возраста животных нужно переводить на интенсивный откорм, давать им высокоэнергетический фураж. Тогда можно получать дешевую высококачественную говядину, в том числе и мраморное мясо. По такой технологии работают хозяйства в той же Воронежской области. Кстати, это российское предприятие, которое занимается заключительным откормом молодняка на спецплощадках, готово закупать его и у нас. 

Понятно, что продавать таких животных туда никто не будет. Тем более что наши хозяйства тоже научились получать высококачественную говядину.

— При соблюдении всех технологических приемов на заключительном этапе откорма мясной скот может прибывать в сутки по 1,5—1,8 килограмма, — считает заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по животноводству Игорь Петрушко. — Пару лет назад мы проводили эксперимент в одном из сельхозпредприятий Житковичского района. Сформировали несколько групп животных разного возраста, содержали и кормили их так, как рекомендуем хозяйствам. На заключительной стадии откорма, а туда их ставили живой массой 380 килограммов, они подтвердили наши ожидания и расчеты. 

А когда в одном из хозяйств Гродненского района выращивали абердин-ангусов с соблюдением всех технологических требований, то на выходе получили говядину высочайшего качества. Она ничем не отличалась от той, которую получают фермеры США. Кстати, это признал один из бизнесменов этой страны. Однако сегодня не каждый наш мясокомбинат готов работать с таким сырьем так, как требует того технология переработки для приготовления стейков.

Комментарий заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия  Игоря БРЫЛО:

— Разрабатывается стратегия дальнейшего развития этой животноводческой отрасли. Некоторым хозяйствам Могилевской и Витебской областей, где проблемы с наращиванием производства молока, слабая техническая оснащенность, не хватает рабочих рук, придется больше внимания уделять выращиванию мясного скота. У нас крепкий потенциал для его производства. Подтверждением тому служат проведенные  опыты. Но если выпасать мясной скот на пастбищах без интенсивного финального откорма, то на выходе получим только премиум-говядину, не больше. До мраморного мяса дотягивать она не будет.

Выращивать такой скот мы умеем. Но мясокомбинаты принимают его неохотно. Это связано с неприспособленностью их оборудования. В результате крайними остаются производители. Будем решать и проблему переработки.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter